Версия для слабовидящих transparent_line
Кобринский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
О соблюдении законодательства по противодействию коррупции на территории Кобринского района в 2020 году

Прокуратурой Кобринского района совместно с правоохранительными органами в истекшем 2020 г. осуществлен комплекс организационных и практических мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, координацию деятельности государственных органов, участвующих в борьбе с коррупцией.

Статистические сведения за 12 мес. 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. свидетельствуют о некотором снижении эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией.

Так, в 2020 г. на территории Кобринского района было выявлено 8 (28) преступлений коррупционной направленности, из них 2 (21) – по ст.210 УК, 1 (0) – ст.424 УК, 0 (3) – ст.425 УК, 3 (4) – ст.430 УК, 2 (0) – ст.431 УК. Удельный вес коррупционных преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений составил 1,07% (4,3%).

ОВД Кобринского райисполкома и Кобринским МО УДФР КГК Республики Беларусь по Брестской области в 2020 г. выявлено 20 (24) коррупционных преступлений, из них 16 – тяжких (14 – ч.1 ст. 430, 1- ч.2 ст.431 УК, 1 – ч.4 ст. 210 УК).

27.08.2020 начальником ОВД Кобринского райисполкома возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.430 УК в отношении главного инженера-механика одного из сельхозпредприятий района О., который, являясь членом единой конкурсной комиссии для проведения закупок, 27.08.2020 около 15 часов на стоянке у АЗС Кобринского района принял от заместителя директора ООО «Б.» 235 руб., переданные ему в качестве взятки за принятие мер по закупке запасных частей у ООО.

Совершению преступления коррупционной направленности в сельхозпредприятии способствовали ненадлежащая организация работы отдельных должностных лиц по планированию и проведению профилактических мероприятий антикоррупционной направленности.

Так, с целью организации работы по профилактике коррупционных проявлений на предприятии создана соответствующая комиссия, утверждено Положение о ее деятельности.

Основными задачами, возложенными на комиссию, являлись разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции и анализ эффективности принимаемых мер; формирование у работников учреждения антикоррупционного сознания и навыков поведения в сферах с повышенным риском коррупционных проявлений; своевременное определение коррупционных рисков и мер по их нейтрализации; принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

Комиссия в пределах своей компетенции, среди прочего, обязана заслушивать на своих заседаниях главных специалистов и руководителей структурных подразделений о проводимой работе по профилактике коррупции; выявлять нарушения антикоррупционного законодательства работниками учреждения; проводить анализ закупок сельхозтехники, запасных частей и установление факторов, способствующих возникновению возможных коррупционных проявлений при их осуществлении; рассматривать вопросы правомерности расходования собственных и бюджетных средств.

В то же время рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения в большинстве своем носили неоперативный, формальный и малоэффективный характер, не содержали конкретных сроков исполнения и ответственных лиц, не были способны оказать необходимого влияния на недопущение коррупционных проявлений, не учитывали имеющиеся в учреждении коррупционные риски.

В результате совершения коррупционных преступлений субъектам хозяйствования и государству был причинен ущерб в размере 94,4 (18,9) тыс. руб., из которых возмещено 54,6 (18,9) тыс. руб. или 57,8 (100) %.

Судом за совершение коррупционных преступлений осуждено 7 лиц (1 – к штрафу и 6 - к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа).

Значительным является число нарушений антикоррупционного законодательства некриминального характера, за совершение которых должностные лица привлечены к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Прокуратурой района в 2020 году проведено 6 проверок исполнения антикоррупционного законодательства, по результатам которых внесено 8 представлений, вынесено 4 предписания, официально предупреждено 4 должностных лица, к административной, дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 50 лиц, возмещен ущерб (вред) на общую сумму 690 руб.

При проведении указанных проверок выявлено 10 фактов совершения административных правонарушений в сфере государственных закупок, 19 фактов совершения административных правонарушений в сфере закупок за счет собственных средств и 3 факта совершения административного правонарушения в сфере декларирования доходов и имущества.

Кроме того выявлено 5 коррупционных правонарушений, предусмотренных ст.37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Например, директор одного из сельхозпредприятий, являясь государственным должностным лицом, в период с 28.01.2020 по 04.02.2020, находясь в трудовом отпуске, принял участие в семинаре по обмену опытом применения пестицидов ООО «Ф.», организованном и проводимом ООО «Ф.У.» (эксклюзивный представитель завода производителя средств защиты растений ООО «Ф.» Республики Беларусь) в г.Фуджейра (ОАЭ).

Оплата расходов руководителя предприятия на проезд во время проведения семинара осуществлялась за счет ООО «Ф.У.».

Вышеуказанная поездка не являлась служебной командировкой либо поездкой, осуществляемой с согласия вышестоящего должностного лица для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.

Нарушив установленный абз.10 ч.1 ст.17 Закона о борьбе с коррупцией запрет осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной деятельности, руководитель предприятия совершил предусмотренное абз.8 ч.1 ст.37 Закона коррупционное правонарушение.

Высокий уровень коррупционных рисков сохраняется при распоряжении государственной собственностью и имуществом государственных (с преобладающей долей государства) организаций при проведении закупок. Прокурорскими проверками в данной сфере устанавливаются, как правило, идентичные нарушения, связанные с нарушением порядка выбора и проведения процедур закупок, подготовкой конкурсной документации с указанием одного или целого ряда ограничивающих конкуренцию критериев, закупки товаров (работ, услуг) без проведения процедур и др.

Например, документация по закупке компьютерной техники (товары иностранного происхождения) двух учреждений образования не содержала условий допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах закупок, в связи с чем по требованию прокурора процедуры закупок были отменены.

Ненадлежащее изучение и несоблюдение требований действующего законодательства приводит к излишним денежным выплатам предприятий в связи с отменой процедур закупок за счет собственных средств.

Например, в декабре 2020 г. одной из сельхозорганизаций района в ИС «Тендеры» размещены конкурсные документы и приглашение к участию в процедуре закупки комплекта оборудования для доения коров.

Изучением документации на закупку установлено, что в ней был необоснованно ограничен доступ поставщиков: включенных в список поставщиков, временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок; не являющихся производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем); имеющих опыт работы на рынке менее 5 лет.

В связи с тем, что названные нарушения не обеспечивали добросовестную конкуренцию, прозрачность проведения закупок, ограничивали права добросовестных поставщиков, а также могли повлечь неэффективное использование денежных средств процедура закупки по требованию прокурора отменена, виновное лицо – юрисконсульт – привлечена к административной и дисциплинарной ответственности за совершение правонарушения, создающего условия для коррупции (абз.12 ч.1 ст.25 Закона о борьбе с коррупцией), а также возместила вред в размере 54 руб., причиненный предприятию размещением приглашения и сообщения о результатах (отмене) процедуры закупки.

В одном из предприятий легкой промышленности допускались нарушения сроков для подготовки и подачи предложений на участие в конкурентных процедурах закупок (составлял менее пяти календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в ИС «Тендеры»), не разрабатывалась документация о закупке, не ограничивалось участие в закупках юридических лиц и ИП, временно не допускаемых к закупкам, допускались факты оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не были указаны в документации о закупке.

В одном из сельхозпредприятий закупка услуг по выполнению комплекса работ по известкованию кислых почв ориентировочной стоимостью годовой потребности 8 920 руб. (более 300 б.в.) проведена с применением процедуры закупки из одного источника вместо применения процедуры запроса ценовых предложений.

Допускаемые нарушения законодательства о закупках, отсутствие принципиального спроса за результаты деятельности и контроля со стороны руководства за подчиненными работниками, осуществляющими выбор поставщиков товаров (работ, услуг), содержат в себе коррупционные риски нецелевого и не эффективного использования бюджетных и собственных денежных средств, проведения «договорных» процедур закупок и иных коррупционных проявлений, не обеспечивают добросовестную конкуренцию и прозрачность проведения закупок, ограничивают права добросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении процедур закупок, в т.ч. путем допуска к участию в закупках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доступ к процедурам которым ограничен.

Не смотря на оказываемую государством финансовую поддержку в виде выделения бюджетных средств на реализацию мероприятий Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 - 2020 годы (известкование кислых почв, техобслуживание энергонасыщенной техники), руководством отдельных хозяйств не принимались меры, направленные на экономию и рациональное использование денежных средств, повышение качества договорной работы и защиту имущественных интересов.

Анализом заключенных организациями АПК договоров с частными коммерческими структурами установлено, что их условия в части определения ответственности сторон за ненадлежащее либо несвоевременное исполнение или неисполнение договорных обязательств не отвечало имущественным интересам предприятий (неустойка (пеня) в размере 0,5% и более от неуплаченной суммы за каждый день просрочки; в случае просрочки оплаты товара сумма просроченных платежей признавалась коммерческим займом, проценты за пользование которым составляли двукратный размер ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь со дня поставки товара до дня их оплаты за каждый день просрочки и т.п.).

Указанные факты свидетельствует о том, что проекты предлагаемых к заключению договоров на предмет условий финансовой ответственности руководством и иными заинтересованными лицами (юрисконсульт, главный бухгалтер, главный экономист и др.) не изучаются, в результате чего предлагаемые контрагентами условия принимаются безоговорочно, без должного анализа их обоснованности и разумности, а также риска наступления неблагоприятных экономических последствий.

Кроме того, наличие в договорах подобных условий о завышенной финансовой ответственности содержит в себе коррупционные риски использования тяжелого финансового положения предприятия в личных целях должностных лиц хозяйства, в т.ч. путем вступления в сговор с контрагентами по вопросам умышленного не исполнения хозяйством договорных обязательств и обращения контрагентов с иском в суд о взыскании основного долга и штрафных санкций в момент образования их в максимальных размерах и в последующем возврата части штрафных санкций должностному лицу хозяйства.

Основными причинами совершения коррупционных проявлений являются поверхностные знания требований законодательства, стремление лиц с использованием своих служебных полномочий извлечь выгоду для себя и (или) для третьих лиц. В ряде случаев этому способствует отсутствие надлежащего контроля за деятельностью подчиненных работников, халатное и небрежное отношение к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей».

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00
обед с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01642-2-22-50
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский