Версия для слабовидящих transparent_line
Кобринский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
Кто и в каких случаях создает электронный счет-фактуру по НДС?

По общему правилу создавать электронные счета-фактуры по НДС (ЭСЧФ) должны (п. 1 ст. 106-1 НК):

- все плательщики НДС в Республике Беларусь (за исключением физических лиц, которые обязаны уплачивать НДС при ввозе товаров, и иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения НДС по правилам ст. 93 НК;

- организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее - плательщики), у которых возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - объекты) на территории республики у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (ст. 92 НК). В этом случае ЭСЧФ создается плательщиком независимо от того, является ли он плательщиком НДС по своей деятельности (ч. 1, 2 п. 8 ст. 103 НК);

- плательщики, у которых возникает обязанность выставления (направления) ЭСЧФ как документа, служащего основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (п. 7-1 ст. 105 НК). В этом случае ЭСЧФ создается плательщиком независимо от того, является ли он плательщиком НДС по своей деятельности.

Пример. Определение необходимости создания ЭСЧФ плательщиком, применяющим УСН без НДС

Организация применяет УСН без НДС. Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год не превышает 15 человек. Организация не применяет электронное декларирование и не имеет электронной цифровой подписи (ЭЦП). В июле организация приобрела товар на территории республики у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Организация должна создать ЭСЧФ независимо от того, что в целом по своей деятельности она не является плательщиком НДС и не применяет электронное декларирование (ч. 1, 2 п. 4 ст. 63 НК). Для подписания ЭСЧФ плательщику необходимо приобрести личный ключ ЭЦП (см. интервью "Online-конференция "Электронные счета-фактуры").

 

ЭСЧФ должен быть составлен плательщиком:

- при реализации объектов, включая реализацию товаров на экспорт (ч. 1, 5 п. 5, абз. 3 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК). При реализации товаров на экспорт счет-фактура создается и направляется на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал) без выставления покупателю (ч. 5 п. 5, абз. 3 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Счет-фактура создается и направляется на Портал без выставления покупателю (п. 6, абз. 3 ч. 4 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при приобретении на территории республики объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Счет-фактура создается и направляется на Портал без выставления покупателю (ст. 92, п. 1, абз. 2 ч. 4 п. 8 ст. 106-1 НК);

- в случаях, когда плательщик не выступает продавцом (покупателем), но должен перевыставить либо предъявить соответствующие суммы НДС (посредническая деятельность, возмещение расходов и т.п.) (ч. 1, 2 п. 12, ч. 1, 2 п. 13, п. 14, ч. 1, 2, 3 п. 15, п. 16 ст. 106-1 НК).

 

Внимание!

Плательщик, создающий ЭСЧФ, может выступать в качестве поставщика объектов либо в качестве получателя объектов.

 

Если плательщик, создающий ЭСЧФ, выступает в качестве поставщика объектов, ЭСЧФ составляется, направляется на Портал и выставляется получателю в случаях, установленных законодательством. Если плательщик, создающий ЭСЧФ, выступает в качестве получателя объектов, ЭСЧФ составляется и направляется на Портал без выставления получателю (ч. 1 п. 4 Инструкции N 15).

 

Пример. Определение необходимости создания ЭСЧФ

Ситуация 1. Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах Республики Беларусь, оказала юридические услуги белорусской организации. Местом реализации названных услуг признается территория Республики Беларусь (ч. 1, абз. 4 ч. 3 подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК). Белорусская организация от стоимости оказанных ей услуг исчисляет и уплачивает НДС (п. 1 ст. 92, ч. 1, 2 п. 12 ст. 98, ч. 1, 3 п. 8 ст. 103 НК).

Белорусская организация должна создать ЭСЧФ и направить его на Портал.

Ситуация 2. Комитент отгрузил товар комиссионеру, комиссионер продал этот товар двум белорусским организациям.

Комиссионер выставляет ЭСЧФ каждому покупателю товаров после выставления ЭСЧФ комитентом комиссионеру.

Ситуация 3. Организация осуществляет ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории иностранного государства.

Организация должна создать ЭСЧФ и направить его на Портал.

Ситуация 4. Организация осуществляет реализацию продукции за пределы Республики Беларусь с применением нулевой ставки НДС.

Организации следует создать и направить на Портал ЭСЧФ (без необходимости выставления получателю).

 

ЭСЧФ создается и направляется плательщиком на Портал без необходимости выставления покупателю объектов также:

- при реализации объектов покупателям, не являющимся плательщиками НДС в Республике Беларусь, в том числе физическим лицам, за исключением случаев, когда покупателем заявлено требование о предъявлении ЭСЧФ (абз. 2, 5 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при реализации объектов с применением освобождения от НДС (абз. 4 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при реализации услуг заказчика (застройщика) в случаях, когда вознаграждение, определяемое в виде разницы между суммой средств с учетом НДС, причитающейся к получению по договору с третьим лицом (в том числе с дольщиком), и суммой фактически понесенных при строительстве объекта затрат с НДС, отсутствует, а налоговая база НДС заказчика (застройщика) определяется как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией с учетом НДС, и рассчитанная пропорционально доле участия третьего лица (в том числе дольщика) в строительстве объекта (подп. 24.2.2 п. 24 ст. 98, абз. 6 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при безвозмездной передаче объектов, обороты по передаче которых не признаются реализацией (п. 2 ст. 31 НК) или объектом обложения НДС (подп. 2.5, 2.9 п. 2 ст. 93 НК), но отражаются в налоговой декларации по НДС и налоговые вычеты по которым осуществляются в пределах суммы НДС, исчисленной по ставке 20% (абз. 7 ч. 1 п. 8 ст. 106-1, ч. 1, абз. 3 ч. 4 п. 15 ст. 107 НК).

 

Внимание!

При выставлении ЭСЧФ конкретному покупателю продавец заполняет все строки раздела 3 "Реквизиты получателя". При направлении счета-фактуры на Портал в разделе 3 заполняется только строка 15 "Статус получателя (по договору / контракту)".

 

Внимание!

При реализации объектов покупателям, не являющимся плательщиками НДС (физическим лицам), продавец - плательщик НДС по итогам отчетного периода должен создавать и направлять на Портал (без выставления покупателям) один итоговый ЭСЧФ (ч. 2, 3 п. 8 ст. 106-1 НК).

 

Пример. Определение необходимости создания ЭСЧФ при реализации объектов без выставления его получателю объектов

Ситуация 1. Организация оказывает физическим лицам услуги по ксерокопированию без оформления договоров и актов выполненных работ (оказанных услуг).

Организации в отношении стоимости оказанных услуг по итогам отчетного периода следует создать один итоговый ЭСЧФ и направить его на Портал без необходимости выставления заказчикам услуг (см. Разъяснение МНС от 22.04.2016 (вопрос 3)).

Ситуация 2. Организация реализует другой организации медицинские изделия, включенные в Перечень N 118, которые освобождены от НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК).

Организации следует создать ЭСЧФ и направить его на Портал без необходимости его выставления покупателю медицинских изделий.

 

ЭСЧФ при реализации объектов не нужно создавать плательщикам, поименованным в ст. 329, 330 НК (абз. 7, 8 п. 7 ст. 106-1 НК). Например, не нужно создавать ЭСЧФ территориальной нотариальной палате при реализации нотариальных услуг, так как в ст. 329 указаны Белорусская нотариальная палата и ее организационные структуры. Плательщики, указанные в ст. 330 НК, могут не составлять ЭСЧФ при выполнении ими условий, установленных законодательством (абз. 8 п. 7 ст. 106-1 НК).

ЭСЧФ не составляется плательщиками при:

- реализации объектов, не признаваемой объектом налогообложения НДС в соответствии с НК (за исключением операций по возмещению стоимости объектов, по которым перевыставляется НДС) и (или) Указами Президента Республики Беларусь и не подлежащей отражению в налоговой декларации по НДС (абз. 2 п. 7 ст. 106-1 НК);

- реализации физическим лицам объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с НК (за исключением реализации банковских услуг и услуг в сфере страхования) и (или) Указами Президента Республики Беларусь (абз. 3 п. 7 ст. 106-1 НК);

- реализации банками и страховыми организациями услуг, освобождаемых от НДС (подп. 1.37, 1.39 п. 1 ст. 94, абз. 4, 5 п. 7 ст. 106-1 НК);

- реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с НК и (или) указами Президента Республики Беларусь (абз. 6 п. 7 ст. 106-1 НК);

- ввозе на территорию Республики Беларусь товаров на основании посреднических договоров (комиссии, поручения и иных аналогичных договоров) (абз. 9 п. 7 ст. 106-1 НК).

 

Пример. Определение отсутствия необходимости создания ЭСЧФ

Организация получает от работников возмещение стоимости телефонных переговоров, произведенных работниками со служебного телефона в личных целях.

Организации не нужно создавать ЭСЧФ, так как оборот по возмещению работниками стоимости оплачиваемых организацией услуг связи не является объектом налогообложения (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК), не отражается в налоговой декларации по НДС (абз. 2 подп. 14.11 п. 14 Инструкции N 42), а также не относится к случаям, перечисленным в п. 14 и 15 ст. 106-1 НК.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00
обед с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01642-2-22-50
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский