Версия для слабовидящих transparent_line
Кобринский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
Отдел пенсий и пособий

ПОЛУЧАТЕЛИ  ПЕНСИЙ  И  ПОСОБИЙ

На 1 октября 2020 г. на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома состоят получатели:

пенсий -  22915 (средний размер назначенных пенсий 431,17 руб.),

в том числе - трудовых пенсий – 22138 (средний размер назначенных пенсий 437,92 руб.);

пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет – 265;

пособия по уходу за ребенком  до 3 лет – 666;

пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей – 157;

пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте     до 3 лет – 357;

пособия  по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим   80-летнего возраста – 322.



О пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь

Порядок назначения пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь (далее – пенсии за особые заслуги)  регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г. № 185 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября  2011 г. № 1367).

Пенсии за особые заслуги устанавливаются Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Комиссия).


Право на пенсию за особые заслуги

Право на пенсию за особые заслуги имеют граждане, проживающие на территории Республики Беларусь, получающие пенсию по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

У граждан, получающих пенсию по возрасту или за выслугу лет, такое право возникает по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а получающих пенсию по инвалидности – независимо от возраста.


Круг лиц, имеющих право на пенсию за особые заслуги


Пенсия за особые заслуги устанавливается:

- Героям Беларуси;

- Героям Советского Союза;

- Героям Социалистического Труда;

- гражданам, награжденным орденами Отечества трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Славы трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Трудовой Славы  трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Республики Беларусь «За службу Родине» трех степеней;

- гражданам, награждённым тремя и более орденами Республики Беларусь и (или) СССР;

- гражданам, удостоенным почетных званий Республики Беларусь, БССР или СССР (народный, заслуженный);

- лауреатам Государственной премии Республики Беларусь, БССР, Ленинской и Государственной премий СССР;

- гражданам, занимающим высшие государственные должности Республики Беларусь, членам Правительства Республики Беларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома – после прекращения ими работы в указанных должностях;

- победителям и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр, чемпионкам мира и Европы;

- командирам, комиссарам, начальникам штабов партизанских бригад и отрядов;

- женщинам, родившим и воспитавшим  девять и более детей и награжденным одной из следующих государственных наград СССР или Республики Беларусь: орденом Матери, медалью «Медаль материнства», орденом «Материнская слава», орденом «Мать-героиня».

Пенсия за особые заслуги не устанавливается гражданам, имеющим судимость.


Документы, необходимые для установления пенсии за особые заслуги


- заявление гражданина на имя руководителя ходатайствующего органа (организации);

- личный листок по учету кадров, заверенный ходатайствующим органом (организацией);

- автобиография;

- характеристика, подписанная руководителем или уполномоченным должностным лицом ходатайствующего органа (организации);

- копии документов, подтверждающие особые заслуги гражданина, заверенные ходатайствующим органом (организацией);

- справка о размере получаемой пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет;

- две фотографии размером 30х40 миллиметров.


Размер  пенсии за особые заслуги


Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет, назначенной пенсионеру в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или законодательством о государственной службе в Республике Беларусь, и повышения за особые заслуги.

Размер повышения за особые заслуги определяется Комиссией в каждом конкретном случае с учетом заслуг гражданина, которому устанавливается пенсия за особые заслуги, и не может превышать 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Справочно: минимальный размер пенсии по возрасту составляет 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала и с 1 мая  2020 г. по 31 июля 2020 г. составляет 246,78  рублей.

Пересмотр размера пенсии за особые заслуги

Размер пенсии за особые заслуги может быть пересмотрен Комиссией в части увеличения размера повышения за особые заслуги при появлении новых (дополнительных) вышеперечисленных сведений об особых заслугах гражданина, а также при награждении гражданина орденом или медалью Республики Беларусь (за исключением юбилейной).

По вопросам, касающимся установления (пересмотра размера) пенсии за особые заслуги,  необходимо обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.

Справочно: В Брестской области получателями пенсий за особые заслуги являются 527 чел., в Кобринском районе – 32 чел.





СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ


КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ              № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» (далее– Указ № 171). Указом № 171 вводятся с 1 января 2021 г. дополнительные пенсионные гарантии.

Для многодетных матерей

Увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтен в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, с 9 до 12 лет.

Например, у мамы четверо детей, которые рождены с перерывами 3 года и больше. По действующим правилам ей в общий стаж для пенсии можно включить время ухода за детьми в общей сложности не более 9 лет. Это суммарное время ухода только за тремя детьми. Начиная с 2021 года, этой маме в стаж будут включаться еще 3 года, когда она не работала и ухаживала за четвертым малышом.

Если фактические перерывы по уходу за детьми были менее трех лет, то 12-летний период охватит также время ухода за пятым и последующими детьми. То есть все зависит от близости дат, скорости рождения детей и конкретных периодов работы.

Норма Указа № 171 будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Такие пенсии будут перерасчитываться с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии. При этом необходимо заполнить заявление и предоставить документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание  их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.

Для тех, кто родил четверых детей и воспитал их до 8-летнего возраста, Указом № 171 предусмотрена еще одна гарантия. Страховой стаж для назначения им пенсии по возрасту снижается до 10 лет. То есть,  начиная с 2021 года, таким мамам будет назначаться пенсия уже не при 18 годах работы с уплатой взносов (в 2025 году это 20 лет), а при 10 годах. Требование к общему стажу остается прежним: 20 лет.

Нововведение в предоставлении права на пенсию по случаю потери кормильца:

лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Например,

работающей женщине, у которой умер муж и она в это время фактически не выполняет работу, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, Указ № 171 предоставляет право на пенсию по случаю потери кормильца;

обратилась индивидуальный предприниматель. У нее умер муж. Сама она ухаживает за ребенком в возрасте до 3 лет и поэтому приостановила свою предпринимательскую деятельность. До вступления в силу Указа № 171 пенсия по случаю потери кормильца ей не могла быть назначена, ребенку же пенсия выплачивалась. С 1 января 2021 г. такую пенсию можно назначить и ей.

В настоящее время по действующему законодательству неработающие женщины в подобной ситуации таким правом пользуются. Поэтому для обеспечения равных социальных гарантий независимо от правового статуса женщины, ухаживающей за ребенком, предусмотрена такая мера.

Для родителей детей с инвалидностью

Инвалидам тоже предлагают ряд гарантий по пенсионному обеспечению. Если у человека серьезные проблемы со здоровьем (как в детстве, так и в зрелом возрасте), то полноценно трудиться ему сложно.

Зачастую, чтобы оказывать помощь своему больному ребенку, а впоследствии уже взрослому инвалиду с детства, родители вынуждены оставлять работу на долгие годы.

У родителей детей-инвалидов уже есть право на досрочное назначение пенсии по возрасту при пониженном 5-летнем страховом стаже. Однако выработать даже такой стаж им бывает проблематично. Случается так: в молодой семье появился ребенок. Супруги еще не работали или недавно трудоустроились, а у малыша с рождения или в раннем возрасте выявили тяжелое заболевание, установили 4-ю степень утраты здоровья. Когда ему исполнится восемнадцать лет, его признают инвалидом I группы. Маме приходится быть рядом с ним неотлучно. Поэтому 20 и более лет она не в состоянии работать. В итоге 5-летнего страхового стажа и права на трудовую пенсию у нее нет. И в старости ей назначат социальную пенсию.

Для таких родителей Указ № 171 меняет ситуацию: с 1 января 2021 г. вводится повышенный размер социальной пенсии – 130 процентов бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На сегодняшний день БПМ пенсионера составляет 187,22 руб., а 130 процентов БПМ - 243,4 руб. (вместо 123,4 руб. социальной пенсии). Фактически доход мамы будет оставаться на уровне, который она имела до назначения пенсии, получая пособие по уходу за инвалидом I группы (247 рублей). С другой стороны, такой размер социальной пенсии сопоставим с минимальным размером трудовой пенсии по возрасту (247 рублей), для получения которой требуется отработать с уплатой обязательных взносов в 2021 году уже не менее 18 лет.

Например, мама почти 30 лет ухаживает за своими детьми, которые являются инвалидами I группы с детства. У нее не получилось отработать даже 5 лет страхового стажа, и сегодня ей выплачивается социальная пенсия в размере 123 рублей. Указ № 171 позволит увеличить размер ее пенсии вдвое.

Для граждан с инвалидностью

Указом № 171 предусмотрено снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами 1 и (или) II группы.

Имея серьезные проблемы со здоровьем, отработать в 2021 году 18 лет, в 2022 году 19 лет, в 2023 году 20 лет не всегда возможно, как и заниматься другой засчитываемой в общий стаж деятельностью. Поэтому с 1 января 2021 г. гражданам, которые являлись инвалидами I  и (или) II группы не менее 10 лет, требуемый страховой стаж снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.

При нахождении на инвалидности 1 и (или) II группы:

11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев;

12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет;

13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев;

14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет;

15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев;

16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет;

17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев;

18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет;

19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев;

20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет.

Если человек имел такую инвалидность 21 год и более, то для него требуемый страховой стаж должен составлять не менее 5 лет.

Одновременно для такой категории граждан снижается и требование к общему стажу: с 25 до 20 лет мужчинам и с 20 до 15 лет женщинам.

Новые правила о пониженном стаже будут действовать и в отношении граждан, у которых ко времени наступления пенсионного возраста группу инвалидности уже сняли. Необходимо, чтобы в предшествующий период нахождение на инвалидности I и (или) II группы продолжалось в общей сложности не менее 10 лет.

Например, мужчина 12 лет считался инвалидом II группы с трудовой рекомендацией «нетрудоспособен». С учетом развития медицины ему помогли поправить здоровье. Сейчас он инвалид III группы, работает. Однако накопить 20 - летний страховой стаж к 63 годам (к пенсионному возрасту) он не успевает. С учетом Указа № 171 страховой стаж для него понижается на 6 лет (по шесть месяцев за каждый год инвалидности).

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и  (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту (для мужчин – с 25 до 20 лет, для женщин – с 20 до 15 лет).

Что касается страхового стажа, то для инвалидов с детства он уже установлен на минимально возможном уровне – 5 лет.

По вопросу назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите.

Для других категорий граждан

С 1 января 2021 г. вводится трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Она будет назначаться тем лицам, у которых есть страховой стаж 10 и более лет, но он меньше требуемого для получения права на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях при полном страховом стаже (это 18 лет в 2021 году). Размер такой пенсии будет выше социальной и зависеть от страхового стажа – от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (дополнительно по 3

процента за каждый полный год).

Например, за 19 лет работы с уплатой взносов пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. В то же время условие по возрасту назначения пенсии для данной категории граждан остается прежним. Как и социальная, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже будет назначаться мужчинам не ранее 65 лет, а женщинам – 60 лет.

Пенсии, которые были назначены до вступления Указа № 171 будут пересматриваться. Однако нужно учитывать, что в пенсионных делах может и не быть всех необходимых документов, поскольку раньше они не требовались. Поэтому граждане должны будут сами заявить о своем праве на пересмотр пенсии, подать соответствующее заявление и документы.

Для семей

Супружеским парам, в которых оба супруга являются гражданами Республики Беларусь и возраст супруги не превышает 40 лет, предоставляется право на проведение одной бесплатной попытки экстракорпорального оплодотворения (за исключением ЭКО с использованием донорских половых клеток) при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний.

Порядок и условия бесплатного предоставления ЭКО, перечень государственных организаций здравоохранения, в которых проводится ЭКО за счет бюджетных средств, будут определены Советом Министров Республики Беларусь.

Для многодетных семей период предоставления государственной адресной социальной помощи (ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия увеличивается с 6 до 12 месяцев. Кроме того, увеличивается критерий нуждаемости со 100 до 115 процентов бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения для назначения такого пособия.

Справочно:

В настоящее время малообеспеченным семьям и гражданам предоставляется ежемесячное социальное пособие на срок до 6 месяцев.

Размер пособия составляет положительную разность между критерием нуждаемости (100 процентов БПМ в среднем на душу населения) и среднедушевым доходом семьи (гражданина).

Сегодня размер БПМ в среднем на душу населения составляет 246,78 рублей.

Мера, касающаяся ГАСП многодетным семьям, вступает в силу с 1 сентября 2020 г.


_________________________________________________________________________________

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДХОДОВ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

С 1 января 2009 г. в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»).

Справочно:

До 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось с общей пенсионной системы.

Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий (общая пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования (Закон Республики  Беларусь от 17 апреля 1992г. «О пенсионном обеспечении»).

Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер досрочной пенсии исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам Закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке работником после             1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от                       17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с               1 января 2020 г.

Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам            № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от                          25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014г.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до  1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

(1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);

(2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.

_______________________________________________________________


ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) для назначения трудовой пенсии по инвалидности требуется наличие определенного стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией в зависимости от возраста пенсионера. Например, лицам в возрасте от 20 до 23 лет требуется наличие одного года стажа работы, от 41 года до достижения 46 лет – 9 лет работы, от 61 года и старше – 15 лет.   При этом, инвалидам 1 и 2 группы могут назначаться пенсии по инвалидности при неполном стаже. Для инвалидов 3 группы назначение трудовой пенсии при неполном стаже нормами закона не предусмотрено.

В этом случае и в случае отсутствия стажа для 1 и 2 группы может быть назначена социальная пенсия в соответствии со статьями 72 и 73 Закона.

Если пенсионер, получающий социальную пенсию, работает, то при наличии требуемого стажа работы ко времени наступления инвалидности, он имеет право обратиться с заявлением в орган, осуществляющий назначение и перерасчет пенсий, и перейти на трудовую пенсию по инвалидности. Инвалидам 1 и 2 группы может быть назначена пенсии по инвалидности при неполном стаже.

В стаж работы включаются периоды деятельности в соответствии со статьей 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон) при наличии факта уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Согласно статье 691 Закона, если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал 24 месяца с более высоким заработком, то он может обратиться в орган, осуществляющий назначение и перерасчет пенсий, для рассмотрения вопроса о перерасчете пенсии с новым индивидуальным коэффициентом с более высокого заработка.



ЕСТЬ УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ  – БУДЕТ ДОПЛАТА К ПЕНСИИ


Указом Президента от 18.10.2019 № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда» установлена ежемесячная доплата к пенсиям постоянно проживающим в Беларуси неработающим получателям пенсий, имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, достигшим общеустановленного пенсионного воз­раста.

Доплата к пенсии определена в 2-кратном размере базовой              став­ки, устанавливаемой Совмином для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Базовая ставка с 1 января 2020 г. составляла 180 руб., с февраля 2020 г. – 185 руб.

Положения Указа № 386 по доплатам к пенсиям вступили в силу с    1 ян­варя 2020 г.

Неработающими получателями пенсий являются лица, получающие пенсии, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, граж­данско-правовых договоров, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной соб­ственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Доплата устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения в орган, осущест­вляющий пенсионное обеспечение.

Документы, подтверждающие право на доплату:

- заявление об установлении доплаты;

- трудовая книжка;

- национальный диплом доктора наук или диплом государственного образца, выданный аттестационными органами бывшего СССР либо РФ до 27.02.1996, и национальный аттестат профессора или аттестат профессора государственного образца, выданный аттестационными органами бывшего СССР либо РФ до 27.02.1996.

Доплата будет выплачиваться в порядке, предусмотренном для выплаты пенсий.

При этом доплата не устанавливается (не выплачивается) к пенсиям лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

______________________________________________________________



О ПОРЯДКЕ

назначения пенсии по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста и о праве на надбавку к пенсии граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, производится в соответствии с пенсионным законодательством Республики Беларусь с учетом условий и норм, предусмотренных  Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее-Закон).

В соответствии со статьей 32 Закона пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – участники ликвидации) назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста:

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году – на 10 лет;

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) – на 5 лет.

Согласно пункту 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777, время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.

Справочно: На территории Республики Беларусь населенных пунктов, входящих в 10-ти километровую зону вокруг Чернобыльской АЭС, нет и не было. Они находятся только на территории Украины.

Статьей 39 Закона предусмотрены надбавки к пенсии участникам ликвидации и потерпевшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий:

принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), пенсии повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 19 Закона);

принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), пенсии повышаются на 25 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 20 Закона).

Надбавка к пенсии участникам ликвидации, принимавшим участие в работах по дезактивации, строительству, жизнеобеспечению населения в 1986 - 1987 годах в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения (статья 20 Закона),  Законом не предусмотрена.

Гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, –  25 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 24 Закона).

Справочно: С 1 августа 2018 года размер минимальной пенсии  по возрасту составляет 53 руб. 42 коп.

Надбавка к пенсии назначается участникам ликвидации при предоставлении ими в органы по труду, занятости и социальной защите справки о работе участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 02.12.2011 № 63 (в редакции постановления МЧС от 19.11.2012 № 64).

Названную справку выдает государственный орган (организация), комиссия которого установила в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2009 № 1170 гражданину статус участника ликвидации (проводившая обмен удостоверения) и выдавшая удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.  Справка выдается на основании находящихся в комиссии первичных документов, подтверждающих в каких населенных пунктах, в какой зоне радиоактивного загрязнения и в какой период гражданин принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Надбавка к пенсии потерпевшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначается при предоставлении ими в органы по труду, занятости и социальной защите удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с правом на льготы по статье 24 Закона.

Определение права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», на надбавку к пенсии, исчисление размера и порядок их назначения гражданам, в том числе пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий относится к компетенции органов по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

При несогласии с решением, принятым органом по труду, занятости и социальной защите по месту жительства, гражданин вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган  по труду, занятости и социальной защите (Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома).

Если гражданин, обратившийся за назначением пенсии, надбавки к пенсии или их перерасчетом не согласен с решением, принятым вышестоящим органом по труду, занятости и социальной защите по данным вопросам, это решение можно обжаловать в судебном порядке и одновременно установить факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в конкретных населенных пунктах в конкретное время.


ПРАВО на повышение пенсии гражданам, имеющим удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, выданное по статье 20 Закона  Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»

Удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий по статье 20 Закона  Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС) выдается:

- гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 – 1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения);

- гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 годах в зоне первоочередного отселения или зоне последующего  отселения;

- участникам ликвидации других радиационных аварий.

Право на повышение пенсии по пункту 3 статьи 39 Закона о ЧАЭС  предоставлено гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 – 1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы. Размер повышения составляет 25 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Документами, подтверждающими право на такое повышение, является удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий по статье 20 Закона о ЧАЭС и             справка о работе.

Граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 годах в зоне первоочередного отселения или зоне последующего  отселения права на повышение пенсии по пункту 3 статьи 39 закона о ЧАЭС не имеют.

______________________________________________________________


Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, которым выданы удостоверения пострадавшего, имеют право на следующие льготы:


Закон  (Извлечение)


Статья 18. Льготы гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

1. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на:

1.1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, военной службы или службы;

1.2. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

1.3. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

1.4. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

1.5. исключен;

1.6. получение, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

1.7. исключен.

2. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на:

2.1. бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;

2.2. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;

2.3. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси.

3. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

4. Дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на:

4.1. бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

4.2. исключен;

4.3. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

4.4. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

5. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, имеют право на:

5.1. 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения;

5.2. 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) по установленным в соответствии с законодательством Республики Беларусь субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь для продажи населению.

6. Неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, неработающие инвалиды І и ІІ группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

7. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на:

7.1. зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

7.2. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях.

8. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на:

8.1. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;

8.2. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации.

9. Инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на первоочередное вступление в гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок.


Статья 19. Льготы гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986–1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), и участникам ликвидации других радиационных аварий

1. Граждане, указанные в подпункте 1.1 пункта 1, подпунктах 3.1–3.4 пункта 3 статьи 13 настоящего Закона, имеют право на:

1.1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, военной службы или службы;

1.2. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

1.3. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения;

1.4. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

1.5. исключен;

1.6. исключен.

2. Граждане, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 13 настоящего Закона, имеют право на:

2.1. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;

2.2. преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

2.21. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;

2.3. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации;

2.4. первоочередное вступление в гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок.


Статья 20. Льготы гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988–1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986–1987 годах – в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения, и участникам ликвидации других радиационных аварий

1. Граждане, указанные в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1, подпункте 3.5 пункта 3 статьи 13 настоящего Закона, имеют право на:

1.1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, военной службы или службы;

1.2. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

1.3. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

1.4. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения.

2. Граждане, указанные в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 13 настоящего Закона, имеют право на:

2.1. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время;

2.2. преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

2.21. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;

2.3. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации;

2.4. первоочередное вступление в гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок.

_______________________________________________________________


ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ

Законом Республики Беларусь от 9 января 2017 № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» внесены изменения в Закон  Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее Закон).

Изменения предусматривают поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста для назначения: трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях и соразмерное повышение возраста, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда; досрочной пенсии по возрасту социально уязвимым категориям граждан (инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, матерям погибших военнослужащих, многодетным матерям, родившим и воспитавшим пять и более детей, лилипутам и карликам); пенсии за выслугу лет.

С 1 января 2017 г. требуемый для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимальный стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов ежегодно увеличивается на 6 месяцев до 20 лет (в 2020 году составляет 17 лет 6 месяцев, в 2021 г. составляет 18 лет и т.д.).

Эти изменения не затрагивают социально уязвимые категории граждан, для которых формирование длительного страхового стажа затруднительно. Это родители детей-инвалидов, многодетные матери, родившие пять и более детей, инвалиды с детства и другие. Для назначения им досрочной трудовой пенсии по возрасту необходимо 5 лет страхового стажа. Также сохранены требования по страховому стажу для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца (достаточно факта уплаты страховых взносов).

Ежегодно на 1 год увеличивается период работы, за который учитывается  заработок для исчисления пенсии до фактически имеющегося у человека, обратившегося за пенсией, стажа работы (в 2020 году – за последние  26 лет подряд, в 2021 году – 27 лет и т.д.).

Изменено условие применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения. Так, за периоды работы после 1 января 2017 г. увеличение осуществляется при условии назначения пенсии по возрасту на общих основаниях и отказа от ее получения. Вместе с тем в Законе закреплена охранная норма, согласно которой периоды работы до 1 января 2017 г.  без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (кроме периодов работы до 01.09.1998, учтенных при назначении пенсий до указанной даты) учитываются для увеличения размера пенсии по возрасту независимо от условия назначения пенсии.

В стаж работы включены периоды альтернативной службы. Предусматривается также повышение пенсий лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней, на 500 % минимального размера пенсии по возрасту. Уточнены нормы о выплате пенсии лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями. В статье 93 Закона закреплена обязанность пенсионера извещать орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, о получении разрешения на постоянное проживание за пределами Республики Беларусь. Определена возможность получения из государственных информационных ресурсов и систем без письменного согласия физических лиц  сведений, содержащих их персональные данные.

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике производятся корректировка фактического заработка пенсионера для соответствующего перерасчета трудовых пенсий, а также повышение трудовых пенсий, исчисленных в минимальном размере. Перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производится на основании указов Президента Республики Беларусь, не реже одного раза в год в пределах средств бюджета фонда.

______________________________________________________________


ЛИЧНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ – НЕ ПРЕГРАДА

для назначения пенсии, если она заработана

Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. При обращении за назначением пенсии гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.

Вместе с тем, некоторые граждане района не имеют паспорта в связи с отказом от его получения по религиозным и иным мотивам. Это не позволяет им реализовать право на пенсионное обеспечение.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2015 г. № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения» предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и социальной защите личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего паспорта, подтверждается заключением о подтверждении личности гражданина, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина.

Для этого гражданину необходимо представить в отдел пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении, десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40 x 50 мм), другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности.

На основании представленных документов отдел пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите формируется запрос о подтверждении личности в отдел внутренних дел.

При рассмотрении запроса отдел внутренних дел проводит процедуру идентификации гражданина с изучением совокупности представленных им документов. Запрос рассматривается в течение месяца со дня его получения с вынесением по результатам рассмотрения заключения о подтверждении (не подтверждении) личности гражданина.

Заявление о назначении пенсии и необходимые для её назначения документы принимаются отделом пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите не ранее даты поступления заключения о подтверждении личности.

Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, осуществляется объектом почтовой связи по месту фактического жительства гражданина на основании поручения на выплату пенсии управления по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии в объекте почтовой связи гражданин должен предъявить второй экземпляр данного поручения. В случае утраты (хищения) такого поручения, закрытия (переименования) объекта почтовой связи, перемены места жительства гражданину по его обращению управлением по труду, занятости и социальной защите выдаётся новое поручение.

_______________________________________________________________



ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТАЖА

С 1 января 1992 г. исчисление стажа работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, производится с применением Списков № 1 и № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г., с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям  труда (далее – аттестация).

В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям  труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, приказы, перечни  рабочих мест, карты фотографии рабочего времени, карты аттестации рабочих мест по условиям  труда, протоколы измерений и исследований, другие документы, необходимые для определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиям  труда и установления обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию, хранятся нанимателем в течение срока, установленного для  хранения документов о стаже работы.

При ликвидации организации документы по аттестации передаются на хранение в архив в установленном законодательством порядке.

Аналогичные нормы по хранению документов предусматривались также порядками проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 г. № 409, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 1993 г. № 118, постановлением Госкомтруда Республики Беларусь от 5 февраля 1992 г. № 4.

Таким образом, хранение документов, подтверждающих право работников на досрочное пенсионное обеспечение результатами аттестации, является обязанностью нанимателя.

На основании статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республики Беларусь» организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить в течение установленных сроков накопление, хранение, учет и использование образующихся в процессе их деятельности документов Национального архивного фонда и передачу  их в государственные, территориальные и другие архивы.

Нормы законодательства не предусматривают установление стажа работы с особыми условиями труда в судебном порядке с учетом показаний свидетелей.

________________________________________________________________

ПО ЗАКОНАМ МОРАЛИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

На Кобринщине проживает около 1500  одиноких и больше 7500 одиноко проживающих пожилых граждан,  из них около 800 находятся на надомном обслуживании, больше 300 жителей района получают пособие по уходу за инвалидами  I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста.

Забота о членах семьи и оказание им помощи является  конституционной обязанностью каждого, о чем гласит статья 32 Конституции Республики Беларусь и статья 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Такая обязанность  выполняется на безвозмездной основе.

Для белорусского народа свойственно уважительное отношение к историческому и жизненному опыту старшего поколения, и, в первую очередь, к своим близким. Большинство семей кобринщины осуществляют уход за своими родителями из принципов высокой морали и долга перед ними. Разумеется, у детей своя жизнь – со своими проблемами и сложностями, и далеко не всегда есть фактическая возможность навещать родителей часто и регулярно – особенно, если живешь в другом городе, области или стране. Для пожилых людей и инвалидов, которые по состоянию здоровья испытывают необходимость в посторонней помощи (например, уборка жилых помещений, покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, оказание помощи в приготовлении пищи  и др.) оказывается государственная поддержка в виде предоставления социальных услуг на дому территориальным центром социального обслуживания населения.

Пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК) или врачебно-консультационных комиссий (ВКК) в постоянной посторонней помощи, к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту, а инвалидам I группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Указом  Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. № 3  «О повышении пенсий»  установлена доплата к пенсии: пенсионерам, достигшим 75-летнего возраста, – в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту, 80-летнего возраста - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Перечисленные выплаты могут быть использованы пенсионером для оплаты услуг социального работника.

В случае, когда по объективным причинам семья не может самостоятельно справиться с имеющимися проблемами по причине наступления трудной жизненной ситуации, назначается пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо, лицом, достигшим 80-летнего возраста. Необходимо отметить, что пособие по уходу является мерой социальной защиты трудоспособного члена семьи, вынужденного  по объективным причинам  оставить работу для ухода за престарелым лицом.

Согласно Положению о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149,  право на пособие возникает в случае ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и нуждающимся по заключению МРЭК или ВКК учреждения здравоохранения в постоянном уходе.

Право на пособие по уходу имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.

Пособие по уходу назначается постоянно проживающим на территории Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, приём пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки.
Для реальной возможности постоянного (а не эпизодического) ухода необходимо непосредственное присутствие лица, осуществляющего уход. Постоянный уход не предполагает оставление на длительное время лица, нуждающегося в таком уходе, поскольку такое оставление грозит опасностью для жизни нетрудоспособного гражданина.

Для решения вопроса о назначении пособия по уходу, необходимо лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином и претендующему на пособие, обратиться с заявлением в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина. При себе иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую отсутствие психиатрического и наркологического учета, а в случае ухода за лицом, достигшим 80-летнего возраста, – заключение ВКК о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в постоянном уходе.

Установление факта осуществления постоянного ухода и назначения (отказа в назначении) пособия по уходу отнесены к компетенции коллегиального органа – Комиссии по назначению пенсий  районного (городского) исполнительного и распорядительного органа по месту жительства нетрудоспособного гражданина.

Факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином подтверждается актом обследования, справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда.

Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населённом пункте лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется.

В случае проживания указанных лиц в разных населённых пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учётом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Пособие по уходу назначается в размере 100 процентов, а при осуществлении одновременно ухода за двумя и более нетрудоспособными гражданами – в размере 120 процентов  наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) пособие, об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступили обстоятельства.

Споры по вопросам назначения и выплаты пособия, в том числе о взыскании сумм пособий, излишне выплаченных вследствие злоупотребления лиц, осуществляющих уход (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и иной деятельности, а также несообщения о других обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия), взыскиваются в судебном порядке.

_______________________________________________________________


ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ

Размер пособия на погребение определяется на день смерти пенсионера в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Пособие  выплачивается физическому лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего.

Перевод пособия на погребение за пределы Республики Беларусь не производится, кроме случаев, определенных законодательством Республики Беларусь либо соглашениями (договорами), заключенными между Республикой Беларусь и другими государствами.

Выплата пособия  на погребение пенсионера, производится на основании следующих документов:

заявления лица, взявшего на себя организацию похорон;

паспорта (документа, удостоверяющего личность заявителя);

подлинника справки о смерти для получения пособия  на погребение, выданной органами загс или местным исполнительным и распорядительным органом по месту жительства или смерти умершего;

пенсионного удостоверения.

Обращение за пособием  на погребение может осуществляться в течение 6 месяцев после возникновения права на него.

Прием документов осуществляется в течение рабочего дня главными специалистами отдела пенсий и пособий по закрепленным участкам (каб. 101/1, 103, 104, 115). В субботу оформление документов осуществляется с 10.00 до 18.00 по адресу: г. Кобрин, ул. Суворова, 25 (1 этаж, дежурный специалист).

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00
обед с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01642-2-22-50
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский