Версия для слабовидящих transparent_line
Кобринский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
Cоциальная защита, занятость и труд



Социальное партнерство

СОГЛАШЕНИЕ
между Кобринским районным исполнительным
комитетом, районным объединением
нанимателей и городским объединением
профсоюзов на 2019-2021 годы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Кобринский районный исполнительный комитет (далее–Райисполком), районное объединение нанимателей (далее – Наниматели) и городское объединение профсоюзов (далее – Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, в целях создания необходимых условий для экономического развития Кобринского района, социальной и правовой защиты населения на основе принципов социального партнерства заключили настоящее Соглашение между Кобринским районным исполнительным комитетом, районным объединением нанимателей и городским объединением профсоюзов на 2019-2021 годы (далее – районное Соглашение).

Районное Соглашение является нормативным актом, действует на территории Кобринского района в отношении органов власти, нанимателей всех форм собственности, где созданы первичные профсоюзные организации, входящие в Федерацию профсоюзов Беларуси (далее – ФПБ), членов профсоюзов и работников района, дополняет по социально-экономическим вопросам действующее законодательство и районные  целевые программы.

Положения и гарантии, включенные в районное Соглашение, являются обязательными для всех организаций, обособленных структурных подразделений организаций, расположенных на территории Кобринского района, минимальными и не могут быть изменены в коллективных договорах  в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников. Социальным партнерам предусматривать средства для реализации норм и положений районного Соглашения с учетом всех источников финансирования.

Районное Соглашение является основой для коллективных переговоров, отраслевых соглашений, заключаемых на уровне района, коллективных договоров в организациях.

Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019-2021 годы и Соглашением между Брестским областным исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов на 2019-2021 годы.

Наниматели, которыми выступают органы государственной власти, применяют районное Соглашение в части, не противоречащей законодательству о государственной службе, и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание.

В тех случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений наиболее благоприятные для работников.

Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности (далее – организации) и оказывают профсоюзным комитетам и структурам профсоюзов, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие и признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы работников представляют и защищают профсоюзные организации, входящие в ФПБ.

Районное Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

Ни одна из сторон не может в одностороннем порядке изменить содержание и срок исполнения принятых на себя обязательств.

До окончания срока действия районное Соглашение может быть изменено или дополнено только по взаимной договоренности.

II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Стороны

2.1. Проводят активную политику по повышению уровня конкурентоспособности организаций, укрепления экономического и финансового положения организаций в целях повышения уровня жизни и доходов населения.

2.2. В пределах своей компетенции осуществляют меры, направленные на реализацию целевых государственных программ, и контролируют их исполнение.

2.3. Вносят предложения по установлению льгот по местным налогам и сборам, стимулирующим развитие предпринимательства, деятельности организаций, использующих труд социально незащищенных групп населения.

Райисполком

2.4. Обеспечивает реализацию комплекса мер по выполнению основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития района на период действия районного Соглашения.

2.5. Обеспечивает повышение инвестиционной активности путем привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, направление государственных инвестиций в приоритетные отрасли и производства.

2.6. Развивает внешнеэкономические связи с регионами Российской Федерации, государствами дальнего и ближнего зарубежья.

2.7. Осуществляет контроль за выполнением государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в районе.

2.8.  Публикует в печати информацию о подлежащих приватизации предприятиях.

2.9. Обеспечивает паритетное участие нанимателей и профсоюзов в разработке проектов социально значимых программ развития района.

2.10. Предоставляет городскому объединению профсоюзов и районному объединению нанимателей по их запросу официальную информацию, касающуюся вопросов оплаты труда, занятости и других социально значимых вопросов.

 

Наниматели

2.11. Содействуют развитию творческой активности рационализаторов и изобретателей, стимулируют работников за творческий подход к работе.

2.12. Уведомляют коллективы работников, профсоюзные комитеты о намечаемых действиях по приватизации организаций, разъясняют и обеспечивают их права согласно законодательству.

2.13. Распространяют на работников, уволенных по сокращению штатов или по другим уважительным причинам (предусмотренным в коллективных договорах), а также на освобожденных профсоюзных работников условия участия в приватизации государственной собственности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для членов коллектива.

2.14. Информируют не реже одного раза в полугодие коллектив работников о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Профсоюзы

 

2.15. Принимают непосредственное участие на местах в разработке и реализации текущих и перспективных экономических программ, планов социального развития, осуществляют общественный контроль за их выполнением.

2.16. Содействуют развитию рационализаторской и изобретательской деятельности, совершенствованию организации труда, экономии энергетических и материальных ресурсов, рациональному использованию рабочего времени, развитию трудового соревнования, повышению квалификации работников, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, созданию и сохранению благоприятного климата в коллективах.

2.17. Проводят широкую разъяснительную работу по экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, а также совместно с Райисполкомом и Нанимателями организуют соревнование за высокие показатели по экономии ресурсов.

 

III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ

Стороны

3.1. Ставят своей целью эффективно использовать трудовой потенциал района.

3.2. Участвуют в разработке и реализации мероприятий по содействию занятости населения.

Райисполком

3.3. Разрабатывает и реализует мероприятия по содействию занятости населения, при необходимости вносит дополнения и изменения.

3.4. Информирует население и нанимателей об услугах государственной службы занятости, а также о наличии свободных рабочих мест и вакансий с использованием средств массовой и наглядной информации, в том числе сети Интернет.

3.5. Оказывает содействие в трудоустройстве безработным гражданам, в первую очередь гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (молодежи, инвалидам, женщинам, имеющим малолетних детей), проводит различные мероприятия, направленные на трудоустройство незанятого населения.

3.6. Осуществляет направление безработных на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы в соответствии с потребностью на рынке труда.

3.7. Организует за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, нанимателей, местных бюджетов оплачиваемые общественные работы.

Наниматели

3.8. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на сохранение, увеличение объема работ, услуг, количества рабочих мест, переподготовку работников.

3.9. При планировании увольнения по сокращению численности или штата в течение месяца пяти и более процентов работников к списочной численности предварительно, не менее чем за 3 месяца, уведомляют об этом первичные профсоюзные организации, соответствующие горрайисполкомы. Принимают меры по содействию в трудоустройстве, переобучению высвобождаемых работников. В случаях необходимости эти вопросы выносятся на рассмотрение районного совета по трудовым и социальным вопросам.

3.10. При смене собственника имущества или реорганизации организации, правопреемник сохраняет рабочие места для беременных женщин, одиноких матерей (отцов), усыновителей, опекунов, попечителей, воспитывающих ребенка в возрасте до 16 лет, (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет).

3.11. Оставляют за работниками, уволенными по сокращению численности или штата, ранее полученное право пользования детскими дошкольными учреждениями, а оздоровительными и медицинскими учреждениями, принадлежащими организации – на период нахождения на учете и получения пособия по безработице в службе занятости.

3.12. Предусматривают в коллективных договорах:

- предоставление работнику, предупрежденному о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, не менее одного дня в неделю для поиска работы с сохранением среднего заработка, содействуют переобучению новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора;

- выплату выходного пособия при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта, в случае если такое решение принято нанимателем, работнику, не имеющему дисциплинарных взысканий, в размере не менее двухнедельного среднего заработка.

3.13. При необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением, предоставляют ему отпуск с частичным сохранением заработной платы в размере не менее 2/3 тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего) или ставки (оклада) – для бюджетных организаций.

 

 

В сфере контрактной формы найма

3.14. Устанавливают в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» повышение тарифной ставки (оклада) в размере не менее 10 процентов и предоставление не менее 2 календарных дней отпуска при заключении контракта с работником.

3.15. Обеспечивают обязательное участие представителя профсоюза в обсуждении условий контракта нанимателя и работника.

В месячный срок по результатам общественного контроля профсоюзов приводят контракты с работниками в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29    «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», предусмотрев в них дополнительные меры стимулирования труда, либо с согласия работника заключает с ним трудовой договор на неопределенный срок.

3.16. Расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок и (или) контракта по инициативе нанимателя до истечения срока его действия с работником-членом профсоюза производят с предварительного согласия профкома (кроме пунктов 2, 7 и 8 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь).

3.17. Одновременно с уведомлением о намерении перевести работника на контракт вручают ему проект контракта.

3.18. Продлевают (заключают новые) контракты:

3.18.1. с работниками, надлежащим образом выполнявшими свои обязанности и не имевшими дисциплинарных взысканий в течение года предшествующего дате окончания контракта, если они выразили согласие на продление трудовых отношений:

- на срок не менее трех лет (за исключением лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и получающих пенсию);

- на срок пять лет – при наличии высокого профессионального уровня и квалификации работника (за исключением лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и получающих пенсию);

- на срок не менее чем до достижения пенсионного возраста –          за пять и менее лет до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста;

- на срок не менее пяти лет – с матерью (отцом, опекуном), усыновителем, попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или двоих и более детей в возрасте до 16 лет;

- на срок не менее пяти лет – с матерью (отцом) в неполных семьях (одинокие матери, отцы, вдовы (вдовцы), расторгнувшие брак) – до достижения детьми (младшим из них) возраста 16 лет;

- на период получения детьми общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в дневной форме получения образования – с лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста;

3.18.2. или заключают трудовой договор на неопределенный срок по окончании срока действия контракта по письменному заявлению работника, не допускающего нарушений трудовой дисциплины и проработавшего у данного нанимателя не менее пяти лет.

3.19. Предусматривают в коллективных договорах и контрактах:

право работника досрочно расторгнуть контракт по уважительным причинам (беременность женщины, необходимость ухода за больным членом семьи (по медицинскому заключению), переезда супруга на новое место службы или работы в другую местность, в связи с наличием у женщины (отца, воспитывающего ребенка без матери) детей до 14 лет, зачислением в учреждение образования, по состоянию здоровья на основании медицинского заключения и другие).

3.20. Не допускают увольнения по сокращению численности или штата (за исключением нарушителей трудовой и производственной дисциплины):

- одновременно двух работников из одной семьи, кроме случаев полной ликвидации организации;

- лиц предпенсионного возраста без их согласия (но не более чем за три года до общеустановленного пенсионного возраста);

- работников, являющихся единственным членом семьи с постоянным заработком;

- работников, получивших в организации профессиональное заболевание или трудовое увечье;

следующие категории женщин, имеющих несовершеннолетних детей:

одиноких матерей (женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых, запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери;

вдов, не вступивших в новый брак;

женщин, не состоящих в браке и усыновивших (удочеривших) детей;

женщин, расторгнувших брак, в случаях, когда взыскание алиментов на содержание детей невозможно);

женщин, имеющих детей-инвалидов.

3.21. Включают в коллективные договоры следующую норму:

«В случае, если условия контракта ухудшают правовое и социально-экономическое положение работника по сравнению с коллективным договором, действуют нормы коллективного договора. Условия контракта с согласия работника подлежат приведению в соответствие с соглашением или коллективным договором».

 

Профсоюзы

3.22. Содействуют нанимателям в повышении эффективности производства, деятельности, направленной на сохранение действующих и создание новых рабочих мест, реализации других мер, позволяющих предотвратить сокращение работников.

3.23. Проводят анализ итогов аттестации рабочих мест, выявляя рабочие места с наивысшим коэффициентом текучести, совместно с нанимателями разрабатывают мероприятия по доведению условий труда на них до уровня, обеспечивающего их востребованность.

3.24. Осуществляют общественный контроль за соблюдением нанимателями трудового законодательства, предоставлением высвобождаемым работникам льгот и гарантий, предусмотренных законодательством, соглашениями и коллективными договорами.

3.25. При ликвидации, реорганизации организаций рассматривают совместно с нанимателями возможности дальнейшего трудоустройства работников, меры по смягчению социальных последствий этих действий.

3.26. Осуществляют контроль за обязательным участием представителя профсоюзной организации в обсуждении условий контракта с работником.

3.27. Оставляют на профсоюзном учете высвобождаемых работников, по их желанию, до трудоустройства в другие организации.

3.28. При поступлении в профком уведомления о предстоящем увольнении работника по инициативе нанимателя рассматривают его коллегиально с вынесением постановления (решения) и в необходимых случаях добиваются защиты трудовых прав работника.

 

IV. ОПЛАТА ТРУДА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны

 

4.1. Осуществляют согласованные меры, направленные на увеличение заработной платы, доходов населения, снижение численности населения области с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума.

4.2. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы в организациях всех форм собственности, изучают причины задержек выплаты заработной платы, принимают меры по ликвидации задолженности.

4.3. Продолжают развивать системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений.

4.4. Включают в отраслевые соглашения, коллективные договоры положения:

4.4.1. о предоставлении социального отпуска без сохранения заработной платы в случаях (вступление в брак, смерти близких родственников, посещение школьных линеек (в 1-4 и выпускных классах), по другим  семейно-бытовым причинам, участие в региональных (районных, городских), областных, республиканских и международных смотрах-конкурсах любительского творчества, фестивалях, других культурно-массовых и общественно значимых мероприятиях) с единовременной выплатой в размере среднего дневного заработка за каждый день отсутствия;

4.4.2. о направлении работников для участия в спортивно-массовых мероприятиях с гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством при служебных командировках: сохраняется место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы.

Райисполком

4.7. Выделяет средства местных бюджетов для повышения тарифных ставок (окладов), предоставления дополнительного отпуска при заключении, продлении контрактов с работниками бюджетной сферы в пределах фонда оплаты труда.

Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы осуществляет в пределах выделенных ассигнований за счет экономии, полученной от оптимизации численности занятых в ней работников.

 

Наниматели

4.8. Устанавливают и изменяют формы, системы, размеры оплаты труда, в том числе материального стимулирования, выплат и вознаграждений, доплат, надбавок, нормы труда, их замену и пересмотр с обязательным участием и согласованием профсоюзного комитета.

4.9. Ежемесячно обеспечивают установленный законодательством уровень минимальной заработной платы (месячной и часовой) работникам организации, в том числе работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Предусматривают в коллективных договорах порядок и условия индексации заработной платы работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1990 года «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».

Включают в коллективные договоры порядок и условия индексации заработной платы работников организаций независимо от форм собственности.

4.10. Не допускают установления размера тарифной ставки первого разряда ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета.

4.11. При направлении работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, названным работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя осуществляется выплата заработной платы из расчета не менее тарифной ставки первого разряда, установленной в организации.

4.12. Не допускают при введении новых условий оплаты труда снижения размеров заработной платы работников на момент их введения.

4.13. Оказывают материальную поддержку в виде разовых и (или) ежемесячных выплат работникам в связи с рождением детей на условиях коллективного договора.

4.14. Сохраняют уровень оплаты труда работникам организации, выразившим по окончанию срока действия контракта свое письменное согласие на предложение нанимателя заключить трудовой договор на неопределенный срок.

4.15. Определяют в коллективных договорах случаи ограниченной материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю.

Профсоюзы

 

4.16. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, положений коллективных договоров и соглашений по организации и оплате труда силами правовых инспекторов труда, руководителей и представителей ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур в организациях всех форм собственности.

4.17. Рассматривают обращения членов профсоюзов по фактам нарушений в организации и оплате труда, добиваются их устранения.

4.18. Отстаивают права и интересы членов профсоюзов при рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам, трудовом арбитраже, суде.

 

V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Райисполком

5.1. Обеспечивают установление в каждой сельскохозяйственной организации района тарифов при расчете оплаты услуг по оказанию помощи в выращивании продукции растениеводства и животноводства для работников организаций, обслуживающих (пенсионеров - ранее обслуживавших) население и проживающих в сельской местности, не выше, чем для работников этих сельхозорганизаций.

5.2. Возмещает:

5.2.1. часть затрат филиалу «Автомобильный парк № 16 г. Кобрина» ОАО «Брестоблавтотранс» по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении;

5.2.2. часть затрат жилищно-коммунальных предприятий по предоставлению населению коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, отопление), по содержанию жилищного фонда районного Советов депутатов;

5.2.3. разницу в ценах, часть затрат и торговой надбавки, а также доходы, выпадающие от предоставления льгот на оплату твердых видов топлива отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством, по реализации филиалом «Кобринский гортопсбыт» населению твердых видов топлива по фиксированным розничным ценам.

5.3. Оказывает за счет средств районного бюджета адресную социальную помощь гражданам, оказавшимся по объективным причинам в категории малообеспеченных, используя заявительный принцип государственной поддержки и декларирование доходов.

5.4. Обеспечивает:

5.4.1. выделение в установленном порядке средств за счет доходов от внебюджетной деятельности учреждений для частичной компенсации (50%) стоимости проезда к месту работы в сельской местности проживающих в городах работников образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта;

5.4.2. выделение в хозяйствах 20% жилья, строящегося в сельской местности, работникам бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры), работающим в учреждениях, обслуживающих население, расположенных на территории этих хозяйств.

 

Наниматели организаций, финансируемых из бюджета

5.5. Осуществляют дополнительные выплаты стимулирующего характера, оказание материальной помощи работникам из внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, при условии отсутствия просроченной задолженности бюджетной организации по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, оплате за товары (работы, услуги).

 

Наниматели

5.6. Обеспечивают работникам возможность приема горячей пищи и предусматривают в коллективных договорах порядок удешевления стоимости питания в производственных столовых.

5.7. Включают в коллективные договоры:

положения о социальной поддержке работников, находящихся под угрозой увольнения в условиях реструктуризации организаций, в части сохранения за ними права возврата на прежнее место работы, сохранения очереди на получение жилья, места в общежитии, предоставления права пользования объектами социально-культурного назначения и другое;

норму о стимулировании и поощрении членов коллективов работников, активистов профсоюзного движения за результативность воспитательно-профилактической деятельности с обязанными лицами;

норму о поощрении руководителей первичных ветеранских организаций;

положение (раздел) о наставничестве в целях организации и проведения профессионального обучения кадров рабочим профессиям непосредственно на производстве, где предусматривают меры морального и материального стимулирования работы наставников;

положения о предоставлении дополнительных гарантий работникам в виде добровольного страхования дополнительной пенсии за счет средств нанимателя;

обязательства, предусматривающие оказание шефской помощи одиноким неработающим ветеранам и инвалидам, утратившим по уважительным причинам связь с организациями, в которых они работали, а также проживающим в учреждениях социального обслуживания – по представлению местных органов власти, городских, районных советов ветеранов.

5.8. Содействуют ветеранским организациям в осуществлении ими уставной деятельности. Совместно с профсоюзами оказывают материальную и хозяйственную помощь неработающим пенсионерам, ранее работавшим в организациях, в том числе, в сельскохозяйственных и других предприятиях, перешедших впоследствии в подчиненность хозяйствующих субъектов различных отраслей; приглашают ветеранов к участию в общественной и культурной жизни коллективов.

5.9. Кобринский райпотребсоюз сохраняет и развивает действующую сеть организаций торговли, общественного питания и заготовок, обслуживающую сельское население, обеспечивает наличие в ней необходимого жителям села ассортимента товаров в соответствии с социальными стандартами.

5.10. Матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю, опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) двоих детей в возрасте до шестнадцати лет и имеющим право на один дополнительный свободный от работы день в месяц согласно нормам ч.3 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь, по их заявлению предоставляется такой день с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Работнику – одинокой матери, вдове (вдовцу), воспитывающей (воспитывающему) ребенка в возрасте до 16 лет, при составлении графика трудовых отпусков планируют отпуска в удобное для работника время.

5.11. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры положения, предусматривающего доплату к пособию по временной нетрудоспособности из собственных средств до 100 процентов среднедневного заработка в случае временной нетрудоспособности работника, начиная с первого дня нетрудоспособности (кроме бюджетных учреждений).

Профсоюзы

 

5.12. Осуществляют контроль за соблюдением положений коллективных договоров и соглашений, касающихся дополнительных гарантий работникам по сравнению с трудовым законодательством.

5.14. Осуществляют общественный контроль за ведением учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределением жилья и мест в общежитиях.

5.15. Предусматривают в профсоюзных бюджетах выделение денежных средств для оказания материальной помощи нуждающимся членам профсоюзов.

5.16. Участвуют независимо от отраслевой принадлежности в поощрении (награждении) передовиков-тружеников села в период уборочных работ.

5.17. Имеют право перечислять денежные средства Кобринскому городскому объединению профсоюзов для их кооперирования с целью оказания материальной помощи в особых случаях.

5.18. Осуществляют контроль за обеспечением работников горячим питанием, удешевлением питания, созданием условий для приема пищи.

VI. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ, ОХРАНА ТРУДА И

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Райисполком

6.1. Осуществляет:

6.1.1. государственное управление охраной труда на территориальном уровне;

6.1.2. разработку и реализацию мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

6.1.3. организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не являются подчиненными организациями республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;

6.1.4. пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

6.2. Осуществляет постоянный контроль за экологической обстановкой в районе, недопущением сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Принимает меры по повышению уровня санитарного состояния и благоустройству населенных пунктов.

6.3. Обеспечивает контроль за рациональным использованием природных и энергетических ресурсов.

6.4. Через средства массовой информации доводит до населения информацию о состоянии условий и охраны труда, экологической обстановки.

6.5. Предусматривает в районном бюджете финансовые средства на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6.6. Рассматривает на заседаниях райисполкома, коллегиальных органов обстоятельства и причины производственного травматизма в организациях, расположенных на подведомственной им территории, осуществляет разработку и реализацию мер по его профилактике.

Принимает меры по устранению недостатков, выявленных во время работы мобильной группы райисполкома и рейдовых групп технической инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси.

Наниматели

 

6.7. Обеспечивают выполнение штатного норматива численности специалистов по охране труда в организациях района, соблюдение нормативных и правовых актов по охране труда, эффективность работы служб охраны труда.

6.8. Своевременно и качественно проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, паспортизацию санитарно-технического состояния условий и охраны труда. По результатам аттестации разрабатывают и осуществляют мероприятия по улучшению условий труда, устанавливают компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Результаты аттестации оформляют и в электронном виде предоставляют в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома в установленном законодательстве порядке.

6.9. Включают в коллективные договоры положения о:

6.9.1. выделении средств для осуществления мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников в размере не менее 2 процентов от фонда оплаты труда;

6.9.2.  выплате:

- семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника помимо установленного законодательством возмещения ущерба единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;

- работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, – единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Порядок и условия выплаты материальной помощи определяются коллективным договором.

6.9.3. обязательном участии представителей профсоюзов в комиссиях по аттестации рабочих мест по условиям труда;

6.9.4. материальном поощрении общественных инспекторов и членов комиссий по охране труда профсоюзных комитетов в зависимости от результатов их участия в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и с учетом предложений профсоюзной организации;

6.9.5. выплате выходного пособия в размере не менее среднемесячного заработка лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям п.2, 6 ст.42 Трудового кодекса Республики Беларусь;

6.9.6. материальном и моральном поощрении работников, оказывающих помощь в обеспечении пограничной и общественной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды, в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6.10. При заключении коллективных договоров в обязательном порядке включают в них раздел «Порядок разрешения коллективных трудовых споров».

6.11. Информируют в течение суток городское объединение и отраслевые районные комитеты профсоюзов о каждом несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, приведшем к тяжелым производственным травмам, а также о групповых несчастных случаях.

6.12. Обеспечивают условия для регулярного участия общественных инспекторов по охране труда в осуществлении периодического контроля за соблюдением законодательства по охране труда, проведении Дней охраны труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 года № 159.

6.13. Проводят совместно с Профсоюзами обучение общественных инспекторов по охране труда.

6.14. Рассматривают возможность:

6.14.1. осуществления за счет средств организаций добровольного страхования своих работников по медицинским расходам, дополнительной пенсии и от несчастных случаев;

6.14.2. приобретения для работников путевок на санаторно-курортное лечение в Брестской области и установления в коллективных договорах порядка их частичной оплаты работниками или бесплатной выдачи;

6.14.3. включения в коллективные договоры нормы о выделении средств на проведение профилактической иммунизации работников;

 

 

6.14.4. заключения договоров добровольного страхования гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников.

 

Профсоюзы

 

6.15. Организуют и осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях всех форм собственности. Продолжат общественный контроль за правильностью применения контрактной формы найма работников.

6.16. Расширят практику защиты прав работников, используя возможности комиссии по трудовым спорам, а также процедуру рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов).

6.17. Оказывают бесплатную юридическую помощь первичным профсоюзным организациям, а также членам профсоюзов по защите нарушенных трудовых прав, при необходимости осуществляют их представительство в суде.

6.18. Организуют   обучение   профсоюзных кадров и актива с приглашением   специалистов   нанимателей, занимающихся     вопросами трудового законодательства, охраны труда.

6.19. Проводят ежегодно смотр-конкурс на лучшую организацию по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

6.20. Проводят в коллективах разъяснительную работу по соблюдению законодательства об охране труда. Заслушивают на собраниях профсоюзных групп и заседаниях профсоюзных комитетов работников и должностных лиц нанимателя, не соблюдающих требования охраны труда, не использующих средства индивидуальной защиты, не выполняющих должностные обязанности. Принимают меры воздействия в отношении членов профсоюза, виновных в нарушении требований охраны труда.

6.21. Реализуют членам профсоюзов путевки на санаторно-курортное лечение в учреждениях «Белпрофсоюзкурорт» на 25 процентов дешевле их стоимости.

VII. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

Райисполком

 

7.1. Предусматривают выделение средств из соответствующих бюджетов на оказание финансовой поддержки специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, учреждениям культуры профсоюзов, а также «народным» («образцовым») коллективам любительского художественного творчества в соответствии с законодательными актами.

7.2. Обеспечивают применение одинаковых тарифов на коммунальные услуги для ведомственных, в том числе профсоюзных учреждений здравоохранения, культуры, спорта, открытых для обслуживания всего населения, и аналогичных учреждений, финансируемых из бюджета.

7.3. Продолжают совместно с городским объединением профсоюзов на основе социального партнерства и кооперирования финансовых средств в соответствии с районными программами и календарными планами:

7.3.1. проведение зональных и районных смотров-конкурсов коллективов любительского художественного творчества, оказание методической и практической помощи в проведении районных смотров, конкурсов;

7.3.2. организацию массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди трудящихся, студентов и учащихся.

Наниматели

 

7.4. Отчисляют в соответствии с действующими нормативными актами, коллективными договорами ежемесячно паевые взносы в размере не менее 0,15 процента от фонда оплаты труда профсоюзным комитетам для проведения культурно-массовых, спортивных и туристских мероприятий, организации в период зимних школьных каникул новогодних елок и для удешевления стоимости детских новогодних подарков, а также обеспечения других льгот и гарантий, предусмотренных в коллективных договорах.

7.5. Имеют право перечислять денежные средства городскому объединению, отраслевым районным комитетам профсоюзов для их кооперирования  в целях финансирования проведения районных спартакиад, смотров-конкурсов коллективов любительского художественного творчества, фестивалей, конкурсов профессионального мастерства, других культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и общественно значимых мероприятий, а также участия в аналогичных областных и республиканских мероприятиях.

7.6. Рассмотрят возможность введения в штат организаций с числом работающих свыше 300 человек должности инструктора-методиста по физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристской работе.

7.7. Создают необходимые условия работы для подразделений социально-культурной, физкультурно-спортивной сферы организации.

Наниматели, профсоюзы

7.8. Примут меры по организационному укреплению имеющихся и созданию новых коллективов физкультуры, спортивных и туристских клубов.

7.9. Обеспечат в организациях условия для занятий физической культурой, спортом и туризмом, любительским художественным творчеством работающих и членов их семей.

7.10. Организуют целенаправленную работу по воспитанию у членов коллективов потребности и личной ответственности за собственное здоровье. Разработают и внедрят системы стимулирования здорового образа жизни.

7.11. Рассмотрят возможность морального и материального поощрения работников, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни и принимающих участие в спортивно-массовых мероприятиях, в том числе по приобретению за счет предприятий или на паритетных условиях с профсоюзными организациями абонементов для занятий физической культурой либо полному или частичному возмещению их стоимости работнику.

Профсоюзы

7.12. Предусмотрят в бюджетах профсоюзных структур средства на развитие культурно-массовой работы, содержание и организацию работы подведомственных клубов, библиотек, а также на физкультурно-массовую работу.

7.13. Расширят практику проведения на базе учреждений культуры и спортивных сооружений массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

7.14. Профсоюзные комитеты направляют средства Кобринскому городскому объединению профсоюзов для их централизации в целях финансирования проводимых районных спартакиад, конкурсов профессионального мастерства, любительского художественного творчества, фестивалей, других культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и общественно значимых мероприятий.

 

VIII. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Стороны обязуются

 

8.1. Развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства:

8.1.1. нести ответственность за реализацию настоящего районного  Соглашения в пределах своих полномочий;

8.1.2. не прекращать в одностороннем порядке выполнение взятых на себя обязательств;

8.1.3. для решения возникающих проблем, разногласий использовать возможности районного совета по трудовым и социальным вопросам.

8.2. Содействовать заключению местных отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

8.3. Содействовать реализации работниками права на объединение в профсоюзы в организациях независимо от форм собственности.

8.4. Содействовать сохранению действующей профсоюзной организации при реорганизации, смене формы собственности организации.

В случае приватизации организации и приобретения права собственности инвесторами в инвестиционных договорах предусматривать обязательства инвестора по сохранению в течение 3 месяцев занятости работающих на том же уровне, что и до приватизации, а также гарантий и льгот, не ниже предусмотренных действующим соглашением, коллективным договором.

Райисполком

8.5. Направляет проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические интересы работников и нанимателей, в  районное объединение нанимателей и городское объединение профсоюзов для рассмотрения и внесения замечаний и предложений.

8.6. Привлекает социальных партнеров к участию в проводимых совещаниях, заседаниях, конференциях, переговорах, встречах, затрагивающих интересы Сторон, включает их представителей в соответствующие организационные комитеты, коллегии, комиссии, делегации.

Райисполком, Наниматели

8.7. Признают городское объединение профсоюзов,  профсоюзные организации отраслевых профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, полномочными представителями интересов работников, студентов, учащихся, создают их организационным структурам условия для выполнения ими своих уставных функций.

Наниматели, Райисполком

8.8. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами, соглашениями организационным структурам профсоюзов (их объединений), входящим в ФПБ, помещения на основе заключенных договоров безвозмездного пользования и создают другие условия в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года      «О профессиональных союзах», Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 года № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

Наниматели

8.9. Обеспечивают безналичное перечисление профсоюзных взносов по личным заявлениям работников в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2002 года № 1282 «Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов» вместе с выплатой заработной платы, в том числе выплачиваемой за счет средств и кредитов банков.

8.10. Предоставляют освобожденным работникам профкомов равные права пользования всеми социальными гарантиями, предусмотренными соглашениями, коллективными договорами, как для работников организации. Осуществляют их премирование на условиях, определенных для руководящих работников и специалистов организации, из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

8.11. Устанавливают работникам, освобожденным от основной работы вследствие избрания их на выборные должности в профсоюзных органах всех уровней, гарантии по предоставлению прежней или равноценной работы в организации после окончания полномочий по выборной должности в профсоюзном органе (кроме работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста).

8.12. Предоставляют лицам, избранным в состав профсоюзных органов, преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников при прочих равных условиях.

8.13. Предусматривают в уставах частных фирм, иностранных и совместных организаций создание по желанию работников профсоюзных организаций в течение трех месяцев со дня регистрации организации и в течение шести месяцев – разработку и заключение коллективного договора.

8.14. Сохраняют (создают) профсоюзную структуру в реорганизуемых в хозяйственные общества государственных унитарных предприятиях, а также в хозяйственных обществах, находящихся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, чьи акции (доли в уставных фондах) являются объектом приватизации.

8.15. Предоставляют возможность (время) не освобожденным от производственной работы членам профсоюзных органов участвовать в качестве делегатов, членов выборных органов в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, краткосрочной учебе с сохранением средней заработной платы и оплачивают также стоимость краткосрочной учебы.

8.16. Осуществляют расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа, а с работниками, избранными в состав профсоюзного органа – с согласия данного профсоюзного органа. При переводе таких работников на контрактную форму найма и при заключении контракта на новый срок (продлении ранее заключенного) контракт с ними заключают на срок их полномочий и продлевают его в течение двух лет со дня окончания срока полномочий с согласия работника, если неизбрание не связано с ненадлежащим исполнением общественной работы.

8.17. Включают в коллективные договоры положение об установлении нанимателем за счет собственных средств ежемесячной доплаты неосвобожденным председателям первичных профсоюзных организаций в размере не менее 10 процентов должностного оклада служащего (тарифной ставки рабочего) (оклада (ставки) – для бюджетных организаций) председателя профкома по основной работе за сложность и напряженность работ, участие в решении вопросов охраны труда, правовой помощи работникам, поддержании дисциплины и морального климата в коллективе.

8.18. Включают в коллективные договоры раздел, определяющий порядок исполнения положений коллективного договора, устанавливающих выплаты работникам денежных сумм, не предусмотренных законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством, в случае невозможности их реализации в срок, определенный коллективным договором, по причинам экономического, производственного, организационного характера.

Профсоюзы

 

8.19. Разрабатывают и постоянно реализовывают комплекс мер по обеспечению соблюдения работниками трудовой и исполнительской дисциплины, правил охраны труда, недопущению пьянства на рабочих местах, ответственности за качество выпускаемой продукции, культуры производства.

8.20. Организовывают трудовое соревнование за достижение высоких показателей качества.

8.21. Активно продвигают идеи социального партнерства в бизнес-среде, добиваются принятия нанимателями социально ответственных решений в процессе осуществления экономической деятельности.

 

 

IX. ГАРАНТИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ

Райисполком

9.1. Содействует временной занятости учащейся и студенческой молодежи, изъявившей желание работать в свободное от учебы время.

9.2. Предоставляет жилье или компенсируют расходы по найму у граждан жилья молодым специалистам выпускникам учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, прибывшим по направлениям комиссий по персональному распределению для работы в бюджетных организациях.

Ежегодно предусматривает средства для компенсации затрат по найму жилья молодым специалистам, распределенным на работу вне постоянного места жительства и не обеспеченными жилыми помещениями, при формировании районного бюджета в размерах сумм, указанных в договорах найма жилья, но не более двух базовых величин для каждого проживающего.

Обеспечивает освобождение от налога квартиросдатчиков, сдающих жилье молодым специалистам.

9.3. Оказывает содействие в развитии системы диетического питания в столовых, обслуживающих студентов средних специальных учреждений образования, учащихся профессионально-технических учреждений образования и учреждений общего среднего образования.

9.4. Оказывает содействие в предоставлении свободных мест в общежитиях организаций, независимо от ведомственной принадлежности, для заселения иногородних студентов и молодых специалистов.

9.5. Предусматривает в районном бюджете:

9.5.1. целевые средства на подготовку к оздоровительному сезону и укрепление материально-технической базы детских оздоровительных лагерей бюджетной сферы и лагерей, находящихся на балансе комитетов профсоюзов;

9.5.2. средства на удешевление стоимости путевок в оздоровительные лагеря для работников бюджетной сферы;

9.5.3. средства на приобретение путевок для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

9.6. При необходимости, за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на физкультуру, осуществляют финансовую поддержку на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для учащихся детско-юношеских спортивных школ профсоюзов, являющихся членами сборных команд Брестской области.

Наниматели

9.7. Ежегодно выделяют средства для установления доплат к заработной плате молодым специалистам, прибывшим на работу в сельскую местность, если их средняя заработная плата меньше размера минимального потребительского бюджета, установленного для трудоспособного населения.

9.8. Содействуют осуществлению государственной молодежной политики. Вырабатывают и осуществляют систему мер по созданию нормальных условий труда, быта и отдыха молодежи.

9.9. Устанавливают ежемесячные доплаты с целью компенсации расходов по найму жилья молодым специалистам, прибывшим на работу не по месту жительства и не обеспеченными жилыми помещениями, в размерах сумм, указанных в договорах найма жилья, но не более двух базовых величин для каждого проживающего.

9.10. Через коллективные договоры и соглашения оказывают финансовую помощь и содействие:

9.10.1. в предоставлении помещений при организации деятельности первичных организаций общественного объединения «Белорусский республиканский Союз молодежи», клубов молодой семьи и других клубных объединений молодежи;

9.10.2. в выделении транспортных средств для участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;

9.10.3. в поощрении и стимулировании актива общественного объединения «Белорусский республиканский Союз молодежи».

9.11. Организуют ежегодно совместно с профсоюзами конкурсы профессионального мастерства работников, в том числе молодых рабочих.

9.12. Организуют совместно с профкомами отдых детей своих работников в детских оздоровительных лагерях, выделяют средства для приобретения путевок.

9.13. Оказывают материальную помощь работникам – малообеспеченным родителям (одному из родителей, работающему в организации), усыновителям, опекунам, попечителям на подготовку их детей к учебному году в размере не менее 1 базовой величины на каждого ребенка школьного возраста.

9.14. Работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального, высшего и послевузовского образования, в вечерней или заочной форме получения образования, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в трудовом договоре, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования предоставляются социальные отпуска продолжительностью, предусмотренной учебным планом.

9.15. При заключении трудового договора (контракта) с молодым рабочим, молодым специалистом, прибывшим на работу по направлению учреждения образования обязуются устанавливать таким работникам повышения тарифных ставок (окладов) не ниже 20 процентов.

 

Профсоюзы

9.16. Оказывают помощь в создании бытовых условий в общежитиях учреждений образования для проживания иногородних учащихся и студентов.

9.17. Устанавливают за счет средств профсоюзных бюджетов стипендии студентам и учащимся учреждений образования, находящимся на их профобслуживании, за высокие достижения в учебе и активное участие в профсоюзной работе.

9.18. При необходимости частично оплачивают за счет средств профбюджетов стоимость путевок для детей членов профсоюзов в детские оздоровительные лагеря.

9.19. Проводят благотворительную акцию «Профсоюзы – детям» для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей.

9.20. Представляют кандидатуры из числа лучших учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов для назначения именных стипендий Федерации профсоюзов Беларуси.

9.21. Проводят работу по мотивации профсоюзного членства, вовлекают молодежь в члены профсоюзов, обеспечивают представительство молодых профсоюзных активистов в профсоюзных органах всех уровней.

 

X. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ

10.1. Районное  Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до заключения нового.

10.2. Дополнения и изменения вносятся в районное Соглашение по взаимному согласию сторон, после рассмотрения их районным советом по трудовым и социальным вопросам, считаются неотъемлемым приложением к  районному Соглашению и регистрируются в установленном порядке.

 

Стороны условились:

10.3. Осуществлять информационное и организационно-методическое обеспечение системы социального партнерства, информировать население о районном Соглашении, ходе его выполнения через средства массовой информации - газету «Кобрынскi веснiк», радио, телевидение, на сайте Кобринского районного исполнительного комитета.

10.4. Взаимно предоставлять необходимую информацию о ходе выполнения районного Соглашения.

10.5. Поручить районному совету по трудовым и социальным вопросам, а также Сторонам самостоятельно контролировать ход выполнения районного Соглашения, подводить итоги два раза в год.

10.6. Проводить не реже одного раза в год встречи по актуальным социально-экономическим вопросам руководителей исполнительной власти, нанимателей с профсоюзными работниками и активом в  организациях района.

 

Приложение.

Перечень трудовых и социальных гарантий –

«социальный пакет» Кобринского района

1. Предоставление работнику, предупрежденному о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, не менее одного дня в неделю для поиска работы с сохранением среднего заработка, содействие переобучению новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

2. Предоставление работнику  отпуска с частичным сохранением заработной платы в размере не менее 2/3 тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего) или ставки (оклада) – для бюджетных организаций при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно его перевести работника в соответствии с медицинским заключением.

3. Установление в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» повышения тарифной ставки (оклада) в размере не менее 10 процентов и предоставления не менее 2 календарных дней отпуска при заключении контракта с работником.

4. Продление (заключение новых) контрактов:

с работниками, надлежащим образом выполнявшими свои обязанности и не имевшими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествующего дате окончания контракта, если они выразили согласие на продление трудовых отношений:

- на срок не менее трех лет (за исключением лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и получающих пенсию);

- на срок пять лет – при наличии высокого профессионального уровня и квалификации работника (за исключением лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и получающих пенсию);

- на срок не менее чем до достижения пенсионного возраста –          за пять и менее лет до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста;

- на срок не менее пяти лет – с матерью (отцом, опекуном), усыновителем, попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или двоих и более детей в возрасте до 16 лет;

- на срок не менее пяти лет – с матерью (отцом) в неполных семьях (одинокие матери, отцы, вдовы (вдовцы), расторгнувшие брак) – до достижения детьми (младшим из них) возраста 16 лет;

- до достижения совершеннолетия находящихся на иждивении детей на период получения детьми общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в дневной форме получения образования – с лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста.

5. Заключение трудовых договоров на неопределенный срок по окончании срока действия контракта по письменному заявлению работника, не допускающего нарушений трудовой дисциплины и проработавшего у данного нанимателя не менее пяти лет.

6. Предоставление работнику права досрочно расторгнуть контракт по уважительным причинам (беременность женщины, необходимость ухода за больным членом семьи (по медицинскому заключению), переезда супруга (супруги) на новое место службы или работы в другую местность, в связи с наличием у женщины детей до 14 лет, зачислением в учреждение образования, по состоянию здоровья на основании медицинского заключения и другие).

7. Запрет на увольнение по сокращению численности или штата (за исключением нарушителей трудовой и производственной дисциплины):

- одновременно двух работников из одной семьи, кроме случаев полной ликвидации организации;

- лиц предпенсионного возраста без их согласия (но не более чем за три года до общеустановленного пенсионного возраста);

- работника, являющегося единственным членом семьи с постоянным заработком;

- работников, получивших в организации профессиональное заболевание или трудовое увечье;

- работника, воспитывающего троих и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида;

- следующих категорий женщин, имеющих несовершеннолетних детей:

одиноких матерей (женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце, произведена в установленном порядке по указанию матери;

вдов, не вступивших в новый брак;

женщин, не состоящих в браке и усыновивших (удочеривших), взявших на попечительство, под опеку детей;

женщин, расторгнувших брак, в случаях, когда взыскание алиментов на содержание детей невозможно.

женщин, имеющих детей-инвалидов;

женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, мужья которых призваны на срочную военную службу.

8. Установление выплаты выходного пособия при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта, в случае если такое решение принято нанимателем, работнику, не имеющему дисциплинарных взысканий, в размере не менее двухнедельного среднего заработка.

9. Установление размера тарифной ставки первого разряда не ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета.

10. Обеспечение работникам возможности приема горячей пищи и удешевление стоимости питания в производственных столовых.

11. Установление выплат:

- семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника помимо установленного законодательством возмещения ущерба единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;

- работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, – единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Порядок и условия выплаты материальной помощи определяются коллективным договором.

12.  Ежемесячное отчисление паевых взносов в размере не менее 0,15 процента от фонда оплаты труда профсоюзным комитетам для проведения культурно-массовых, спортивных и туристских мероприятий, организации в период зимних школьных каникул, новогодних елок и для удешевления стоимости детских новогодних подарков, а также обеспечения других льгот и гарантий, таких как:

физкультурно-оздоровительные, спортивные, культурно-массовые мероприятия, туристические поездки, оплата культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных мероприятий, оплата услуг и абонементов, оплата новогодних подарков детям и т.д.

13. Обеспечение обязательных выплат на удешевление питания, единовременных выплат к  профессиональным праздникам, юбилейным датам работников, организации, единовременных выплат на закупку сельхозпродуктов, на погребение близких родственников, в связи с рождением ребенка, дотаций на проезд (оплата проездных билетов), предоставление подарочных сертификатов, материальной помощи и др.

14. Установление матерям, воспитывающим двоих и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, режима гибкого рабочего времени при условии, если это не нарушит нормальной деятельности и ритмичности производства.

По поручению Сторон подписали:

от Кобринского районного исполнительного комитета

Председатель

_______М.М. Гришкевич

от  Кобринского районного объединения  нанимателей

Директор филиала ОАО «Моготекс»

_______З.В.Андреюк

от  Кобринского городского объединения профсоюзов 

Председатель

_______ О.И. Гонгало

 
Государственная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов в Республике Беларусь
  • Лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.
  • Инвалид – это человек с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, мешающие ему при взаимодействии с различными барьерами осуществлять полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими людьми.
  • Инвалидность – это социальное явление, обусловленное определёнными физическими, биологическими, психологическими, социальными и экономическими факторами, имеющее временны е свойства (возникновение, развитие, исход) и характеризующееся нарушением взаимодействия человека (определённой группы людей) с обществом.
  • Обеспечение равных возможностей – это процесс, в ходе которого различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, образование, трудовая деятельность, информация и т.п., оказываются доступными инвалидам.
  • Инклюзивность – это принцип обучения инвалидов совместно с другими людьми на основе различных темпов обучения при помощи адекватных учебных программ и методик и организационных мероприятий.
  • Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством правовых, организационных мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
  • Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемые законодательством.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. №7-3 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», назначаются и выплачиваются следующие государственные пособия:

  • Пособие по беременности и родам.
  • Пособие в связи с рождением ребенка.
  • Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.
  • Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
  • Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей.
  • Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
  • Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
  • Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ним.
  • Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставлено право на:

  • бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов, (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;
  • обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;
  • первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) не более 1 раза в год. Лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечивается путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения;
  • бесплатный проезд на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства. Данная льгота предоставляется и лицу, сопровождающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Социальные гарантии

В сфере трудового законодательства
Работающей матери (отцу, опекуну, попечителю), совмещающим уход за ребенком-инвалидом с работой, предоставляется один свободный от работы день в неделю и в месяц с оплатой в размере среднего заработка.
Привлечение к ночным сверхурочным работам, к работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направление в командировку женщин, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, разрешается только с их согласия.
При составлении графика трудовых отпусков работников наниматель обязан запланировать по желанию женщины, имеющей на воспитании ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, отпуск в летнее или другое удобное для неё время. Также наниматель обязан предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год (основной и дополнительный) до истечения шести месяцев работы, по желанию женщины. Дополнительно наниматель обязан по желанию женщины, имеющей ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет, предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в течение календарного года.
Запрещается отказывать женщине в заключение трудового договора и снижать ей заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет.
Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с женщинами, имеющими детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 (статья 42 Трудового кодекса Республики Беларусь) и пунктами 1 - 3 (статья 47 Трудового кодекса Республики Беларусь). 
Работающим родителям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, установлены льготы по подоходному налогу. Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям, воспитывающим ребенка-инвалида. 

В сфере налогового законодательства
Для родителей – плательщиков единого налога, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, ставки единого налога понижаются на 20 процентов.
Для работающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет также установлены дополнительные гарантии:

  • при приеме на работу не устанавливается предварительное испытание;
  • не облагается подоходным налогом часть заработной платы;
  • для индивидуальных предпринимателей (иных физических лиц) ставки единого налога снижаются на 20%.

В сфере пенсионного обеспечения

Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.

В сфере жилищного законодательства
Право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий:

  • граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире;
  • граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды;
  • инвалиды I и II группы.

Право на получение льготных кредитов и одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставлено гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы.


В сфере образования
С родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, не взимается плата за питание в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования.
В общеобразовательных учреждениях учащимся с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, предоставляется бесплатное одноразовое питание. 
Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

  • лиц с особенностями психофизического развития;
  • детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства;
  • лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
  • обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы (часть вторая статьи 39 Кодекса об образовании Республики Беларусь).

Руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки по сформированной стоимости обучения в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Беларусь, студентам и учащимся, являющимся детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.
Иные правовые гарантии
Территориальными центрами социального обслуживания населения бесплатно предоставляются услуги почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни) неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов – до достижения детьми-инвалидами возраста четырех лет.

Пособия по уходу за ребенком-инвалидом
Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним.
Матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или академическом отпуске, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на период указанных отпусков.
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не назначается и не выплачивается лицам:

  • работающим по трудовым договорам (контрактам);
  • из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
  • являющимся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами;
  • осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • получающим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
  • проходящим подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
  • зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • получающим пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за исключением неработающих матери (мачехи) или отца (отчима), усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида, являющихся инвалидами, получающими пенсию либо ежемесячную страховую выплату), ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Споры, связанные с назначением и выплатой государственных пособий семьям, воспитывающим детей, разрешаются:

  • Районный отдел фонда социальной защиты населения Брестского областного управления при назначении государственных пособий по месту работы (контактный телефон 2 89 37);
  • Комитетом по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома при назначении государственных пособий органами по труду, занятости и социальной защите (контактный телефон 8 (0162) 20 34 17).
  • Обращаться за назначением пособий на детей следует в  управление по труду, занятости и социальной защите  Кобринского райисполкома (контактный телефон 2 14 45).

Социальное обслуживание
Деятельность  государственного учреждения «Кобринский территориальный центр социального обслуживания населения» основана на принципах добровольного обращения, доступности, адресности, конфиденциальности и осуществляется по следующим направлениям:

  • выявление и дифференцированный (по категориям) учет граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке;
  • оказание нетрудоспособным гражданам социально-бытовых услуг (комплексное социальное обслуживание на дому, разовые услуги, услуги няни, услуги сиделки);
  • оказание гражданам психологических, правовых, консультационных услуг, материальной помощи;
  • содействие в социальной адаптации и реабилитации инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также ставшим жертвами торговли людьми;
  • оказание комплексной помощи лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация кружков по интересам и клубов общения для пожилых и инвалидов.

При обращении в территориальный центр по вопросам оказания социальной помощи и услуг гражданин представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ о праве на льготы.
Комплексное социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством.
Социальные услуги предоставляются на возмездной и безвозмездной основе.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг» и постановлением Министерства труда и социальной защите Республики Беларусь 26.01.2013 № 11 «О порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания».
Бесплатно обслуживаются:

  • малообеспеченные одинокие нетрудоспособные граждане (семьи);
  • семьи, в которых родились двое и более детей одновременно (услуги няни до достижения детьми трехлетнего возраста);
  • неполные семьи, воспитывающие ребенка – инвалида, семьи, воспитывающие двоих и более детей – инвалидов (услуги няни до достижения детьми четырехлетнего возраста).

На условиях частичной оплаты:

  • одинокие нетрудоспособные граждане (семьи), среднедушевой доход которых не превышает 200 процентов утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

Размер частичной оплаты за социальное обслуживание и (или) социальные услуги составляет:

  • для нетрудоспособного гражданина – 60% (50%) тарифа на социальные услуги;
  • для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи;

На условиях полной оплаты обслуживаются:

  • нетрудоспособные граждане (семьи), имеющие в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону;
  • нетрудоспособные граждане, проживающие совместно с трудоспособными членами семьи.

В соответствии с перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.12.2012 № 1218, территориальными центрами социального обслуживания населения оказываются следующие виды социальных услуг:

  • услуги временного приюта (для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • консультационно-информационные услуги;
  • социально-бытовые услуги;
  • социальный патронат;
  • социально-педагогические услуги;
  • социально-посреднические услуги;
  • социально-психологические услуги;
  • социально-реабилитационные услуги;
  • услуги почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни);
  • услуги сиделки (для граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению);
  • услуги сопровождаемого проживания.

Негосударственные объединения

Общественные объединения инвалидов – это добровольные объединения граждан, членами которых в большинстве своём являются инвалиды и которые ставят в качестве своей основной уставной цели осуществление эффективных мер по обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества и защиты их прав и свобод.

Кобринская районная организация общественного объединения «Белорусское общество инвалидов»

Кирилюк Валентина Николаевна, (ул. Суворова,25, т.25045)

Кобринская районная организация общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи детям -инвалидам и молодым инвалидам»

Слабнина Татьяна Ивановна, (ул. Дзержинского,53, т.42028,49455)

Кобринская районная организация общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению»

Смехович Валентина Николаевна, (ул.700-летия Кобрина, 73, т.  4 29 61)

 
О состоянии производственного травматизма в Кобринском районе
О состоянии производственного травматизма в Кобринском районе
Подробнее...
 
55-летие студотрядов!
55-летие студотрядов!
Подробнее...
 
Кобринский районный отдел Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения

Адрес

225306, Брестская обл., г. Кобрин, ул. Суворова, 4

Режим работы

понедельник-пятница: 8.00-13.00, 14.00-17.00

Начальник отдела

Хуснутдинова Марина Аркадьевна, тел. 801642 2 89 37

Заместитель начальника отдела

Химченко Татьяна Андреевна, тел. 801642 2 75 93

 



Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00
обед с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01642-2-22-50
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский