Версия для слабовидящих transparent_line
Кобринский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
Электронные счета-фактуры по НДС



ЭСЧФ в Налоговом кодексе – 2019
ЭСЧФ в Налоговом кодексе – 2019
 
НДС по исправленным и дополнительным ЭСЧФ

НДС по исправленным и дополнительным ЭСЧФ.

В связи с возникающими вопросами по налогу на добавленную стоимость при осуществлении камерального контроля в системе АИС «Учет счетов-фактур» в случае выставления исправленных или дополнительных электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ), создаваемых в целях уменьшения излишне предъявленных сумм налога на добавленную стоимость (далее – НДС), инспекция МНС по Кобринскому району разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 8-1 статьи 105 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее- НК) уменьшение продавцом исчисленной суммы НДС производится на основании акта сверки расчетов, подписанного продавцом и покупателем, в месяце выставления им и подписания покупателем - плательщиком в Республике Беларусь ЭЦП исправленных (дополнительных) ЭСЧФ.

Уменьшение покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.

Учитывая изложенное, при совершении указанных операций:

продавец вправе уменьшить излишне предъявленную сумму НДС только в месяце выставления им и подписания покупателем - плательщиком в Республике Беларусь ЭЦП соответствующих исправленных (дополнительных) ЭСЧФ;

покупатель должен уменьшить сумму налоговых вычетов в месяце составления и подписания акта сверки расчетов.

Аналогичный порядок применяется и в случаях, когда плательщиками неверно указаны статусы поставщика и получателя, например, «продавец» и «покупатель» вместо «посредник» и «потребитель» («покупатель»), что также приводит к необходимости исчисления НДС, за исключением случаев исправления (аннулирования) таких ЭСЧФ в установленном порядке.

 

 
НДС при аннулировании электронных счетов-фактур

В ходе осуществления камерального контроля по налогу на добавленную стоимость в системе АИС «Учет счетов-фактур» устанавливаются факты, когда электронные счета-фактуры (далее – ЭСЧФ) аннулируются текущим отчетным либо налоговым периодом, хотя данные ЭСЧФ должны были быть аннулированы либо исправлены в прошлом отчетном (налоговом) периоде.

В этой части необходимо учитывать, что порядок представления уточненных налоговых деклараций либо внесения соответствующих корректировок в текущие налоговые декларации при выявлении неполноты сведений или ошибок плательщиком в налоговой декларации, представленной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, установлен п. 8 ст. 63 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Поэтому плательщики должны аннулировать либо исправлять ЭСЧФ именно той датой, на которую будет приходиться соответствующий отчетный (налоговый) период, в налоговой декларации за который будут подлежать исправлению выявленные ошибки в ранее представленных налоговых декларациях.

В соответствии с подп. 21.6 п. 21 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15, в строке 5.1 «Дата аннулирования ЭСЧФ» указывается дата, которой должен быть аннулирован ЭСЧФ, указанный в строке 5 «К ЭСЧФ». Дата аннулирования является обязательным реквизитом для заполнения при создании исправленного ЭСЧФ и может быть ранее даты создания исправленного ЭСЧФ.

Дата аннулирования в исправленном ЭСЧФ должна соответствовать:

- дате совершения операции, указанной в строке 3 «Дата совершения операции» исходного ЭСЧФ, который аннулируется, т.е. для случаев, когда представляется уточненная налоговая декларация либо корректировка осуществляется в текущей налоговой декларации, но с начислением пени (заполняется Раздел V налоговой декларации);

- либо дате совершения операции, указанной в строке 3 «Дата совершения операции» исправленного ЭСЧФ, т.е. для случаев, когда не представляется уточненная налоговая декларация либо корректировка осуществляется в текущей налоговой декларации, без начисления пени.

Эти же подходы применяются при «чистом» аннулировании.

Таким образом, в случае аннулирования плательщиком ЭСЧФ текущим отчетным либо налоговым периодом в условиях, когда такое аннулирование должно было быть произведено в прошлом отчетном (налоговом) периоде, при осуществлении камерального контроля могут выявляться соответствующие отклонения при условии, что плательщиком соответствующие изменения в налоговую декларацию внесены согласно положениям п. 8 ст. 63 НК.

В таком случае, если плательщик не исправит указанную ошибку посредством аннулирования либо исправления ЭСЧФ соответствующей датой, т.е. датой, относящейся к прошлому отчетному (налоговому) периоду, предъявленная в первоначальном ЭСЧФ сумма НДС будет подлежать уплате в бюджет за период до аннулирования первоначального (исходного) ЭСЧФ.

 
О счетах-фактурах по НДС при УСН без ведения бухгалтерского учета

В связи с возникающими вопросами по налогу на добавленную стоимость у плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС без ведения бухгалтерского учета, при осуществлении камерального контроля в системе АИС «Учет счетов-фактур», инспекция МНС по Кобринскому району разъясняет следующее.

Согласно положений ст. 92-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость (далее – УСН с НДС) и не ведущие бухгалтерский учет, по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) (далее – объектам) обязаны исчислять НДС по мере получения оплаты, но не позднее 60 дней со дня отгрузки объектов.

Порядок выставления электронных счетов-фактур по НДС (далее –ЭСЧФ) определен ст.106-1 НК. Установлено, что ЭСЧФ выставляется не ранее дня отгрузки объектов и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня их отгрузки. При этом в случае если по истечении данного срока не наступил момент их фактической реализации, то ЭСЧФ выставляется не позднее 2 рабочих дней с даты наступления момента фактической реализации объектов, т.е. с даты получения оплаты или если не получена оплата  - с даты истечения 60-дней со дня отгрузки объектов. В строке 3 «Дата совершения операции» ЭСЧФ указывается дата наступления момента фактической реализации объектов.

В том случае, если плательщик, определяющий момент фактической реализации по «оплате», выставит ЭСЧФ получателю по мере отгрузки (передачи) объектов, то для такого плательщика предъявленные в ЭСЧФ суммы налога будут являться излишне предъявленными (п.8-1 ст. 105 НК) с соответствующей необходимостью их отражения в налоговой декларации и уплаты в бюджет.

Что касается налоговых вычетов надо учесть следующее. У плательщиков, применяющих УСН с НДС и ведущих учет в книге учета доходов и расходов (далее - книга), вычетам подлежат фактически уплаченные суммы НДС при приобретении объектов либо при ввозе товаров на территорию республики. Уплаченные суммы налога можно принимать к вычету после отражения их в книге на основании ЭСЧФ и иных документов, предусмотренных законодательством.

Что делать, если на момент получения ЭСЧФ получатель объектов не рассчитался с продавцом. Возможны два варианта действий: не подписывать полученный ЭСЧФ до расчета с поставщиком или подписать и через «Управление вычетами» в графе 12 раздела 6 указать признак "Отложенный вычет", проставив дату наступления права на вычет (дату оплаты поставщику за полученный объект).

 
О применении электронных счетов-фактур по НДС индивидуальными предпринимателями

С 1 января 2017 года Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" уточняется механизм применения электронных счетов-фактур на предмет исключения норм, позволяющих применять первичные учетные документы при осуществлении налоговых вычетов по НДС.

Так, с указанной даты согласно пункту 20 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в случае невозможности выставления (направления) электронных счетов-фактур в связи с недоступностью Портала (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточностью ресурсов Портала, недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с Порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с Порталом, плательщикобязан не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала выставить (направить) электронный счет-фактуру в соответствии с требованиями данной статьи. Информация о периоде неработоспособности Портала будет размещаться на сайте МНС (www.nalog.gov.by) и непосредственно на Портале (www.vat.gov.by).

Указанное означает, что в целях осуществления расчетов по НДС и применения налоговых вычетов по указанному налогу будут применяться только электронные счета-фактуры, в связи с чем отсутствие данного электронного документа не позволит покупателю принять к зачету предъявленную (уплаченную при ввозе) сумму НДС.

При представлении плательщиками налоговых деклараций (расчетов) по НДС за соответствующие отчетные периоды 2017 года и выявлении в рамках камерального контроля отклонений, полученных путем сопоставления данных налоговой декларации (расчета) по НДС и сведений из ЭСЧФ и предусматривающих доплату сумм НДС, плательщику будет автоматически направляться уведомление об установленных отклонениях и необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и доплаты НДС либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах таких отклонений, которые будут изучены налоговым органом на предмет их обоснованности. При представлении налоговой декларации (расчета) по НДС с внесенными изменениями и дополнениями и уплате НДС до законодательно установленного срока уплаты по соответствующему отчетному периоду административная ответственность по статье 13.6 КоАП не применяется, пени не начисляются. Административная ответственность также не применяется при представлении налоговой декларации (расчета) по НДС с внесенными изменениями и дополнениями и доплате НДС до составления акта камеральной проверки.

В соответствии со статьей 106-1 НК электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков НДС, у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость либо обязанность выставления (направления) электронного счета-фактуры в соответствии с положениями данной статьи.

Электронный счет-фактура создается плательщиком непосредственно на Портале либо загружается в виде файла XML-формата, подготовленного плательщиком, и является с 1 января 2017 г. источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах налога на добавленную стоимость, представляемых в налоговые органы (соответствующие изменения внесены в пункт 4 статьи 106-1 НК).

Таким образом, ИП, плательщики НДС, обязаны выставлять (направлять) электронные счета-фактуры, информация из которых с 01.01.2017 является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС.

Пример. Индивидуальный предприниматель-международник применяет ставку НДС 0%.

Ситуация №1: 09.01.2017 поступила предоплата за перевозку груза от белорусского заказчика, 24.01.2017 услуга оказана. В какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ: До 10.02.2017, т.е. не позднее 10-го числа.

Ситуация №2: Услуга оказана 24.01.2017, денежные средства за оказанные транспортные услуги поступили на расчетный счет ИП 06.02.2017. В какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ? Ответ: не позднее двух рабочих дней, соответственно с даты поступления денежных средств, т.е. не позднее 08.02.2017.

Ответ. Так как у ИП момент определения выручки по оплате, то срок выставления ЭСЧФ напрямую зависит от поступления денежных средств на расчетный счет, т.е. дата наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг) это дата поступления оплаты за товар (работы, услуги) .

Пример. Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю товарами (бытовой техникой) в магазине, ставка налога 20%. В  какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ: не позднее двух рабочих дней соответственно с даты поступления денежных средств (последний день 1 квартала 2017 31.03.2017), т.е. не позднее 05.03.2017-не позднее двух рабочих дней!

Пример. Индивидуальный предприниматель, плательщик НДС, осуществил ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза в январе 2017, дата уплаты НДС при ввозе 26.01.2017, заявление о ввозе товаров представлено в инспекцию13.02.2017. В  какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ: в день, на который приходится день уплаты налога на добавленную стоимость (в примере это 26.01.2017), но не ранее дня представления в налоговый орган заявления о ввозе товаров (в примере - не ранее 13.02.2017) и не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (в примере не позднее 20.02.2017). При уплате  сумм налога на добавленную стоимость частями после 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, электронный счет-фактура создается и направляется плательщиком на Портал в указанном порядке по каждому факту уплаты (зачета) налога на добавленную стоимость;

Пример. Индивидуальный предприниматель, плательщик НДС, осуществил ввоз товаров на территорию Республики Беларусь (с Германии, Польши и т.д., за исключением ввоза с территории государств - членов Евразийского экономического союза)в январе 2017, дата уплаты НДС на таможне18.01.2017, штамп таможни на таможенной декларации, подтверждающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой,19.01.2017. В  какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ:в день, на который приходится день уплаты налога на добавленную стоимость (в примере 18.01.2017), но не ранее дня представления в таможенный орган декларации на товары, подтверждающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по статье 13.8 КоАП.

В соответствии со статьей 9.1ПИКоАП поводами к началу административного процесса являются заявление физического лица, сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации либо непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения органом, ведущим административный процесс. Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

При непосредственном обнаружении налоговым органом признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.8 КоАП (например, отсутствие выставленного электронного счета-фактуры), либо при сообщении должностного лица организации либо индивидуальным предпринимателем о том, что его контрагент не выставил электронный счет-фактуру, что лишает покупателя права принять к вычету сумму НДС, налоговому органу необходимо определить, есть ли основания для начала административного процесса (путем опроса должностных лиц организаций либо индивидуального предпринимателя, проанализировать имеющиеся сведения в налоговом органе и др.). При наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения по статье 13.8КоАП, начать административный процесс. При совершении административного правонарушения впервые рекомендуется применять статью 8.2 КоАП (освобождение по малозначительности).

Санкция статьи 13.8 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более тридцати базовых величин. При этом срок просрочки выставления (направления) электронного счета-фактуры исчисляется:

- с 11-го числа месяца, учитывая срок выставления (направления) электронного счета-фактуры - не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (данный срок определен с 1 января 2017 г. - часть вторая пункта 5 статьи 106-1 НК);

- с третьего рабочего дня, если электронный счет-фактура должен быть выставлен (направлен) не позднее двух рабочих дней соответственно с даты наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо с даты получения сведений или оформления в установленном порядке первичных учетных документов, подтверждающих наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (часть третья пункта 5 статьи 106-1 НК);

- с шестого рабочего дня, если электронный счет-фактура должен быть выставлен (направлен) не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала (пункт 20 статьи 106-1 НК).

 



Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00
обед с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01642-2-22-50
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Кобринский районный
исполнительный комитет
225306, г.Кобрин, пл.Ленина, 3,
e-mail: kbr-priem@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский